Коллекция Государственного Русского музея

1673, Санкт-Галлен, Швейцария — 1740, Санкт-Петербург

Портрет великана Николая Буржуа

Не ранее 1717 (1716?)

  • Холст, масло. 120 х 89
  • Ж-5314

  • Пост. в 1925 из Гатчинского дворца-музея; ранее – ИЭ


Буржуа Николай (Буржоа, Боржуа, Bourgeois) (168?–1724). Француз, великан и силач (рост 2 м 27 см). Был нанят Петром I в 1717 во время заграничного путешествия в городе Кале и привезен в Петербург, где служил гайдуком царя. По приказанию Петра его «для опыта» женили на высокого роста «чухонке» для получения рослого потомства. После смерти Буржуа его скелет и внутренние органы были переданы в Кунсткамеру, где экспонируются и поныне. Тогда же, в 1724, К.-Б. Растрелли было заказано изготовить подвижную фигуру-манекен великана из дерева, обтянутую его кожей. Этот экспонат вплоть до конца XVIII века находился в Кунсткамере.

Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 124.

Традиционно считается работой Г. Гзеля. Предположение об авторстве впервые высказано в каталоге портретной выставки 1870 года. В 1724 году после смерти Буржуа К.-Б. Растрелли изготовил подвижную фигуру-манекен великана из дерева, обтянутую его кожей (до конца ХVIII века находилась в Кунсткамере). Портрет, возможно, написан именно с этой фигуры, а не с натуры. Тематически «сильной мужик» хорошо вписывается в «Преображенскую серию» – портреты участников «Всешутейшего собора» создавались и при Екатерине I.

Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 107.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: