Портрет Е. Г. Флуга
1848
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Флуг Егор Гаврилович (Георг Готфрид; 1792–1848) — биржевой нотариус, близкий знакомый П. А. Федотова. Посмертное изображение, для которого художник использовал сделанный им рисунок «Е. Г. Флуг в гробу», находящийся в ГРМ (Р-7495). Павел Федотов. СПб, 2015. С. 43.
В ряду портретов, написанных П. А. Федотовым, особенно выделяется одна из его поздних работ — изображение Егора Гавриловича Флуга. Художник был хорошо знаком с семейством Флугов, живших неподалеку от него, на 15-й линии Васильевского острова, в собственном деревянном доме с террасой и большим старым садом. Не совсем обычна история создания произведения. Вначале под впечатлением от смерти близкого человека художником был создан рисунок, на котором Флуг был запечатлен на смертном одре («Е. Г. Флуг в гробу», ГРМ). В портрете маслом, написанном на основании рисунка, Федотов заново переживает владевшие им тогда скорбные чувства. Он использует рисунок с его светотеневой моделировкой (источник света — свечи, расположенные по бокам), чтобы воссоздать образ живого, стоящего в рост перед столом Е. Г. Флуга. На портрете маслом Флуг держит в руках лист бумаги, которым заслоняет яркую свечу. Видимый сквозь бумагу теплый свет смягчает резкость черт лица модели. Сам жест руки Егора Гавриловича как бы отгораживает его от внешнего мира, свет при этом используется, как своеобразный источник духовного напряжения.
Показать полный текстБиржевой нотариус Егор Гаврилович Флуг (Георг Готфрид; 1792-1848) был близким знакомым П. А. Федотова, с семьей которого, жившей по соседству, он дружил.
Удивительно, но одновременно с многослойными по смысловому составу сюжетными картинами, в том числе и в самый поздний период творчества, художник создавал кристально ясные, предметно и пространственно богатые, изобилующие живописными «открытиями», ориентированные на опосредованную характеристику композиционными, фактурными, колористическими приемами персонажей, отличающиеся, как правило, обостренно персонифицированным контактом портретиста и модели портретные образы. Будь то, казалось бы, перегруженный околичностями, но пространственно единый, живописно тонкий и умиротворенный по настроению персонажа портрет матери сослуживцев по Финляндскому полку Марии Павловны Дружининой (Ж-4512), или более поздние постановочные, но богатые броскими празднично-живописными деталями миниатюры Сергея Сергеевича Крылова, командира лейб-гвардии Финляндского полка, и его супруги Марии Ивановны (Ж-4519, Ж-4518), или загадочный, скомпонованный из рисунка «на смертном одре» образ полкового нотариуса Егора Гавриловича Флуга (Ж-4514). Григорий Голдовский. О Павле Андреевиче Федотове // Павел Федотов. СПб, 2015. С. 15.