Портрет Е. И. Молчановой
1776
- Холст, масло. 181,5 х 142,5
- Ж-4990
Пост. в 1917 из Петергофского дворца-
Сведения о реставрации:
Реставрация до поступления в РМ - Реставрация, перевод на новый холст, А.Сидоров, Эрмитаж (1889)
- Полная реставрация: Корнякова И. Н. (2008–2010)
В семидесятые годы XVIII века по заказу Екатерины II Левицкий написал серию "Смолянки", состоящую из семи портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц – привилегированного учебного заведения, открытого в Петербурге в 1764 году по указу императрицы. Дочерей дворян готовили там для придворной службы и светской жизни. В девочках воспитывали таланты, "приятные в обществе", – их учили французскому и немецкому языкам, изящным манерам, а также петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. В Смольном институте часто устраивались представления, где смолянки разыгрывали французские комедии, а также выступали в балете.
Молчанова Екатерина Ивановна (1758-1809). Дочь коллежского советника И. Я. Молчанова, воспитанница супруги обер-егермейстера М. Я. Нарышкиной, которая определила ее в Смольный институт (1764). В 1776 окончила курс с большой золотой медалью и шифром Екатерины II. С 1776 фрейлина великой княгини Марии Федоровны, в конце 1770-х – Екатерины II. С 1780 замужем за С. А. Олсуфьевым, впоследствии генерал-майором.
Изображена в белом шелковом платье, установленном для воспитанниц старшего (четвертого) возраста Воспитательного общества благородных девиц. Справа на столе – антлия – вакуумный насос, использовавшийся как пособие при обучении Смолянок.
О реставрации серии картин Д. Левицкого "Смолянки" на сайте службы реставрации музейных ценностей
Состояние сохранности до реставрации:
Портрет Е.И. Молчановой был вторым из серии «Смолянок», поступившим в реставрацию. В 1880-х годах он, как и остальные шесть портретов серии, подвергся процедуре перевода на новый холст в реставрационной мастерской Эрмитажа. После чего из-за хранения в неотапливаемых помещениях неоднократно реставрировался. В результате живописная поверхность была очень сильно переписана, лаковое покрытие потемнело, отдельные записи смотрелись грубо и диссонировали с автором. Авторская живопись была поражена «масляной болезнью», из-за которой верхние слои живописи, растрескиваясь при высыхании, сжимаются и образуют широкие разрывы. В эти разрывы просвечивает нижележащий слой живописи или грунта, привнося свой цвет и изменяя тональность в верхнем слое. В процессе бытования «масляные разрывы» неоднократно закрашивались, что в конечном счете привело к поздней переписке целых фрагментов. Также имелись отдельные утраты красочного слоя, которые были затонированы, но очень сильно изменились в цвете дойдя до нашего времени. Портрет нуждался в исследованиях, консервации, расчистке от темных лаков и в удалении многослойных изменившихся записей.
Комплекс проведенных мероприятий:
Проведенные исследования показали, что на данном портрете были применены те же реставрационные приемы, что и на портрете Г.И. Алымовой. Кроме того, был обнаружен воск в некоторых пробах с изображения платья. Из-за поражения плесенью участки с воском сильно потемнели и позднее неоднократно записывались.
Прежде всего был выполнен комплекс консервационных мероприятий, в результате которого живопись была укреплена, обветшавшие кромки переводного холста по периметру были дублированы. После проведения регенерации живописного слоя были выполнены послойные расчистки от старых лаков и лежащих в слоях записей. В процессе расчистки деталей интерьера было сделано небольшое открытие. На столике, справа от фигуры Е.И. Молчановой, автор изобразил прибор для лабораторных опытов, покрытый стеклянным колпаком. Центральная часть прибора находилась под плотной записью. После расчистки на живописи открылись «масляные разрывы», через которые просматривался охристо-желтоватый красочный слой. Изучение этого участка и сам характер живописи позволили предположить, что автор сам записал мелкие детали внутри прибора, а «масляные разрывы» частично раскрыли авторскую переписку.
После реставрации в результате расчистки живопись приобрела четкое пространственное построение и подчиненное этому цветовое решение. Удаление темных слоев лаков подчеркнуло выразительность теплых и холодных тонов, усиливающих объёмы и глубину интерьера.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 80.
Программы/фильмы о данном произведении в медиатеке:
Дмитрий Григорьевич Левицкий — один из лучших портретистов в русской истории живописи. В этом фильме директор Русского музея В.А.Гусев рассказывает о творчестве мастера и об истории его работы над серией портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц.
Мультимедийная программа выпущена к выставке, посвященной 275-летней годовщине со дня рождения Дмитрия Григорьевича Левицкого в Русском музее. Программа рассказывает о реставрации знаменитых «Смолянок» – семи портретов воспитанниц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном институте.