Коллекция Государственного Русского музея

1801, Милан - 1875, Санкт-Петербург

Медный змий

1841


Колоссальная по размеру картина, исполненная сумрачного романтического пафоса, – одно из последних наиболее значительных полотен академического искусства эпохи классицизма, работа над которым шла в течение долгих лет. Художник основывался на сюжете, взятом из Ветхого Завета.

Народ израильский, скитаясь по пустыне, возроптал на Бога и Моисея: "Зачем вывели Вы нас из Египта, чтобы умереть нам в пустыне? Ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта пища". Разгневанный Господь насылает ядовитых змей, которые жалят людей, производя ужас и опустошение вокруг. Израильтяне обращаются к Моисею, признавая, что согрешили против Господа, и молят об избавлении от напасти. Яхве говорит Моисею: "Сделай Медного змия, выставь его, чтобы всякий, кого ужалят, взглянув на него, оставался жив". Таким образом Моисей избавляет народ от погибели.

Художник индивидуализировал образы и разбил повествование на ряд разнообразных сцен. Через всю картину проходит одно общее движение, оправданное смыслом сюжета: справа налево к столбу с изваянием змия. Это движение позволяет достичь единства впечатления от гигантского многофигурного полотна. В свое время картина была так же популярна, как и "Последний день Помпеи" К. П. Брюллова.

РЕКОМЕНДУЕМ

   МОИСЕЙ. Библейский сюжет (студия "Неофит")

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

К моменту полной реставрации картины, которая проходила с 2000-2002 года, кромки произведения уже достаточно сильно пострадали и не только из-за многочисленных перемещений и механических операций, но в большей степени из-за недостаточно плотного и крепкого полотна, использованного для такой масштабной картины. «Перегорание» авторского холста произошло вследствие прохождения связующего из масляных красок в структуру нитей.

С лицевой стороны многочисленные разновременные лаковые покрытия и записи, изменившиеся в цвете и тоне, почти полностью нивелировали тонкую цветовую моделировку, местами нарушали авторский рисунок. Особенно это было заметно на периферийных участках, где изображение погрузилось в темноту.

Комплекс проведенных мероприятий:

Прежде всего,  по всей поверхности выполнено укрепление грунта и красочного слоя. С тыльной стороны удалены все старые реставрационные кромки и пластыри. Холст очищен от поверхностных загрязнений и оставшегося клея в местах удаленных кромок и пластырей. Утолщения в местах швов срезаны и укреплены японским шелком. В качестве дублировочного использовался высококачественный бельгийский холст, который сшивался двумя швами армированными нитями. Полотно было натянуто на временный, специально изготовленный металлический подрамник, проклеено осетровым клеем и усилено двумя слоями микалентной бумаги, придающей равномерную прочность дополнительной основе. При дублировании была применена методика, отработанная при реставрации картины К. Брюллова «Последний день Помпеи».

С лицевой стороны живописная поверхность очищена от поверхностных загрязнений. В места утрат грунта и красочного слоя подведен реставрационный грунт. Общая регенерация лакового покрытия проведена методом «Петтенкофера». Поновительские поздние лаки утоньшались и выравнивались с одновременным удалением старых потемневших записей. Работа велась под постоянным контролем видимой люминесценции поверхности в УФ лучах, для чего была изготовлена камера, обеспечивающая укрытие от света. Затем живописная поверхность покрыта слоем даммарного лака. Места утрат тонированы масляными красками. После высыхания тонировки защищены тонким слоем лака.

После реставрации картина на валу перемещена в Академические залы Михайловского дворца, где была натянута на подрамник, смонтирована в раму и возвращена в экспозицию.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 110-111.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: