Коллекция онлайн

1801, Милан - 1875, Санкт-Петербург

Медный змий

1841


Одно из наиболее грандиозных полотен, написанных в первой половине XIX века, создание которого от первых эскизов до окончания работы потребовало у Ф. А. Бруни более пятнадцати лет напряженного труда. «Медный змий» стал крупным событием в культурной жизни России и, безусловно, центральным произведением в творчестве художника. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 143.

Колоссальная по размеру картина, исполненная сумрачного романтического пафоса, – одно из последних наиболее значительных полотен академического искусства эпохи классицизма, работа над которым шла в течение долгих лет. Художник основывался на сюжете, взятом из Ветхого Завета.

Народ израильский, скитаясь по пустыне, возроптал на Бога и Моисея: "Зачем вывели Вы нас из Египта, чтобы умереть нам в пустыне? Ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта пища". Разгневанный Господь насылает ядовитых змей, которые жалят людей, производя ужас и опустошение вокруг. Израильтяне обращаются к Моисею, признавая, что согрешили против Господа, и молят об избавлении от напасти. Яхве говорит Моисею: "Сделай Медного змия, выставь его, чтобы всякий, кого ужалят, взглянув на него, оставался жив". Таким образом Моисей избавляет народ от погибели.

Художник индивидуализировал образы и разбил повествование на ряд разнообразных сцен. Через всю картину проходит одно общее движение, оправданное смыслом сюжета: справа налево к столбу с изваянием змия. Это движение позволяет достичь единства впечатления от гигантского многофигурного полотна. В свое время картина была так же популярна, как и "Последний день Помпеи" К. П. Брюллова.

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Cостояние сохранности до реставрации:

К моменту полной реставрации картины авторский холст сильно ослаб и окислился, стал хрупким. Кромки заметно обветшали и плохо удерживали полотно на подрамнике. С лицевой стороны живопись неоднократно перекрывалась новыми слоями лака – «освежалась», выполнялись записи. Со временем все поздние наслоения потемнели, состарились и перестали соответствовать по цвету авторской живописи. Требовалась полная реставрация памятника от дублирования основы до раскрытия авторской живописи и возвращения ей первоначального цветового звучания.

Комплекс проведенных мероприятий:

Реставрация проводилась в два этапа. Первый, закончившийся в 2000 году, включал в себя техническую реставрацию, то есть укрепление красочного слоя и дублирование основы. Чтобы сдублировать основу полотна, имеющую площадь поверхности 48 м2, реставраторами была разработана специальная система фиксации холста на временный облегченный металлический подрамник. Такого рода техническая реставрация уникальна и может быть сравнима только с реставрацией полотна К. П. Брюллова «Последний день Помпеи», которая была проведена в 1995 году. С июня 2001 года начался второй этап – реставрация живописного слоя. Предстояло удалить большое количество разновременных записей, из которых только часть находилась на поверхностном слое. Другие записи были скрыты толстыми слоями различных по составу лаков. В процессе исследований установлено, что картина в нижней ее трети в несколько раз чаще покрывалась лаком, и, следовательно, оптические изменения внизу более выражены. Утоньшение лаковых слоев производилось по разработанной схеме, послойно, с периодической фотофиксацией раскрывающихся записей и изменений состояния сохранности. Методика рецептур для удаления лаков – традиционная для спирторастворимых пленок. После завершения живописной реставрации поверхность картины была покрыта слоем даммарного реставрационного лака. Тонировки в границах утрат выполнены по установленной методике масляными красками.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 110-111.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: