Коллекция Государственного Русского музея

1882/3, Москва – 1941, Ленинград

Кому нечего терять

1911–1912


В промежутке между двумя революциями появляются метафорические произведения Павла Филонова – «Кому нечего терять», «Пир королей», «Перерождение интеллигента». Они будто продолжают и объясняют одна другую.

Картина «Кому нечего терять» – о пролетариате, загнанном, забитом и униженном. Художник пишет людей сломленных, их жесты выражают крайнюю степень уныния, скорби и отчаяния, руки безвольно опущены, движения нелепы, неуклюжи, глаза смотрят в никуда. Громадные фигуры одиноко бродят, затерянные между коробок домов с пустоглазыми окнами-бойницами. Город оказывается населен некими убогими существами, пассивно ожидающими своей участи. Будто жертвы невидимого Рока, обреченные на заклание, блуждают эти призраки в трущобах и лабиринтах бесконечного каменного мешка.

Произведение погружает в мир острой социальной катастрофы. Скудный, бедный, нищий бездушный мир, в котором скорбят убогие люди.

Сострадание «униженным и оскорбленным» – традиционная тема русского искусства II-ой половины XIX века – нашла свое продолжение в противоречивом и многоплановом творчестве Филонова, пронизанном вопросами свободы человека в мире, его личной судьбы.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: