Коллекция Государственного Русского музея

1848, село Неборов Ловичского уезда Варшавской губернии — 1921, Киев

Оргия

Середина 1890-х


Во второй половине XIX века изображение римских оргий получило широкое распространение в академическом искусстве. В этом смысле картина Вильгельма Котарбинского — типичный и блестящий пример воплощения данной темы. Обращает на себя внимание та непринужденность, с которой Котарбинский скомпоновал эту многофигурную композицию, написанную широким, виртуозным мазком. В этом, возможно, самом большом, станковом полотне художника в полной мере раскрылся его потенциал как мастера монументальной декоративной живописи. 

Картина Вильгельма Котарбинского «Оргия» поступила в Русский музей в 1898 году из Императорской Академии художеств после показа на ежегодной академической Весенней выставке и заняла видное место на экспозиции. После революции 1917 года «Оргия» была накатана на вал. В январе 1926 года, как гласит сохранившийся акт реставрационного осмотра, на картине были обнаружены «признаки осыпания верхних слоев живописи от нижних слоев». Отмечалось, что «так как все осыпания и признаки осыпания <…> носят для сохранности картины особенно угрожающий характер, картину необходимо в виде временной меры укрепления проклеить осетровым клеем и заклеить бумагой». К январю следующего года указанная работа была выполнена: «Оргию» заклеили бумагой и после высыхания снова накатали на вал. Эта «временная» заклейка красочного слоя длилась более 90 лет.

В 2016 году в рамках подготовки выставки «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» было принято решение о реставрации произведения, лицевая часть которого была заклеена толстой, окислившейся от времени оберточной бумагой низкого качества. При этом по всей поверхности были видны полые пузыри отставания бумаги, которая отслаивалась вместе с фрагментами верхнего красочного слоя.

Группа реставраторов Русского музея в составе Марата Дашкина (руководитель), Наталии Романовой и Марии Солдатенковой, разработав план реставрационных мероприятий, произвела уникальную по сложности и масштабам работу: послойное удаление бумаги и остатков побуревшего клея, полное укрепление красочного слоя с глубинной пропиткой, заделку прорывов холста и подведение к нему дублировочных кромок, натяжку полотна на новый подрамник с последующим восполнением утраченных участков красочной поверхности.

Программы/фильмы о данном произведении в медиатеке:

Оргия
Новинка
Год создания: 2018 | Видеофильм | Язык: | Продолжительность: 24:46

В фильме «Вильгельм Котарбинский. Искусством ... мечтать» научные сотрудники и реставраторы Русского музея рассказывают об этапах реставрации работы «Оргия», а также о том, как создавалась выставка о русских художниках середины XIX – начала XX века, чья жизнь и творчество были тесно связаны с Италией. Вместе со съемочной группой зритель попадет в реставрационные мастерские Русского музея и станет участником большой подготовительной музейной работы, которая, как правило, всегда остается «за кадром» музейной экспозиции.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: