У дверей мечети
1873
- Экспонирование Михайловский дворец, Зал 25 Открыть панораму зала в виртуальном туре
- КатегорияБытовой жанр
- Поделиться
Полотно принадлежит к так называемой Туркестанской серии. В те годы современники подчас называли художника "Верещагин-Ташкентский" в отличие от живописцев-однофамильцев. Этнографией Востока художник увлекался не в меньшей степени, чем собственно батальными сценами, и, как правило, захватывал зрителей необычностью сюжетов и их трактовки.
Картина написана, как и большинство полотен, на основе натурных работ, сделанных во время пребывания в Средней Азии, где художник задумал и выполнил целый ряд жанровых композиций. На полотне изображен портал почитаемой мусульманами святыни – мечети Газрет-Ясави (Газрей-Вассави), у дверей которой примостились нищие. Художник стремился передать в своей картине мысль об упадке и вырождении некогда роскошной и грозной феодальной цивилизации, которой он посвятил решенную подобным же образом композицию "Двери Тамерлана" (1872–1873, Третьяковская галерея).
П.Ю.Климов о картине В. В. Верещагина "У дверей мечети".