Коллекция онлайн

1870, Саратов – 1905, Таруса Калужской губ.

Две сидящие женщины

Этюд для картины «Гармония» (1900, ГТГ). 1899

  • Холст, темпера. 67 x 58,5
  • Ж-2036

  • Пост. в 1923 из Академии художеств (коллекция бывшего музея Академии Художеств)


Этюд для картины «Гармония» (1900, ГТГ)

Начиная с полотна «Автопортрет с сестрой» (1898), все самые значительные, принципиально важные для творчества Мусатова произведения, в которых он решал новые для национальной живописи проблемы декоративного синтеза <...> экспонировались в Москве. В них он, подобно обожаемому им Пьеру Пюви де Шаванну, от пошлой и прозаической обыденной жизни уходит в мир прекрасной мечты. Бессюжетные, полные тишины и гармонии, они через музыку ритмичных линий и колористических решений передавали общение душ, переживания меланхоличных, замкнутых героинь «ушедшего времени» — усадебных «тургеневских» женщин и девушек. Утонченные по качеству живописи, отмеченные изяществом наложения мазков, трепетностью фактуры, интеллигентно интерпретирующие взятые мотивы, глубоко духовные, эти картины были не просто предметом «земляческой» гордости Кузнецова и саратовцев, но являлись символом новых тенденций в живописи, путеводными звездами в искусстве и замечательной «школой» для членов кружка. Владимир Круглов. «Голубая роза»: до и после «Голубой розы» // Виктор Борисов-Мусатов и мастера общества «Голубая роза». СПб, 2017. С. 7.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: