Коллекция Государственного Русского музея

1842 (?), Мариуполь Екатеринославской губ. – 1910, Санкт-Петербург

Украинская ночь

1876


Поиски нового живописного подхода к передаче цветового строя природы в необычное ночное время нашли убедительное художественное выражение в принадлежащем музею эскизе знаменитой картины 1876 года „Украинская ночь“ (Государственная Третьяковская галерея, Москва). Казалось бы, ничем не примечательный вид украинского села предстает здесь поэтически преображенным. Этот эскиз по колориту и новизне пейзажного образа уже заключал в себе особенности, присущие большому полотну, восхитившему современников „до истомы, до какого-то забвения всего живущего“.

С редкой смелостью Куинджи обобщает в нем краски живой натуры, стремясь довести до полной иллюзии впечатление ночной мглы и лунного света. Желтовато-зеленый, будто мерцающий цвет мазанок, передающий изменчивое оптическое состояние этого света, усиление, достигнутое благодаря контрасту с глубокой синевой ночи, явились новым словом в русской пейзажной живописи. Вся цветовая гамма эскиза, заключающая оттенки зеленого, сизый, почти черный цвет, тонко увязана с цветом темно-синего звездного неба. Эмоциональное восприятие художником украинской ночи с ее тишиной и таинственным лунным светом получило лаконичное и декоративное выражение.

Работа над „Украинской ночью“ – своего рода программной картиной Куинджи – определила его творческий метод, заключающийся в обращении не к непосредственным натурным впечатлениям, а к своей художнической памяти, сохраняющей наиболее яркие моменты и особенности того или иного явления, которые, преломляясь через призму его авторского воображения и переживания, позволяли из обыкновенной природы извлекать особый возвышенный мир.

Ирина Шувалова. Куинджи в Русском музее // Архип Куинджи. СПб, 2010. С.11


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: