Коллекция онлайн

1878, Екатеринбург – 1922, Петроград

Баржи на Фонтанке. Ранний снег

1906

  • Холст, масло. 54 х 71,5
  • Ж-11344

  • Пост. в 1985 от С. А. Кулинка, Ленинград; ранее – собрание А. Н. Кулинок, Ленинград


Грабовский нашел себя в импрессионистических пейзажах современного Петербурга. Особенно любил он писать порт, смело используя ракурсы, фрагментируя формы ради передачи пульсации жизни, гомона и движения людей. Полотно „Баржи на Фонтанке" создано художником во время его учебы в Академии. Широкая, обобщающая формы живописная манера соответствует выбранному автором мотиву, а чуть темноватая традиционная серо-охристая цветовая гамма тонко передает полное меланхолии настроение серого снежного дня в Петербурге. Владимир Круглов // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 93.

Имя Ивана Михайловича Грабовского не очень известно широкой публике, но высоко оценено сотрудниками музеев и собирателями. Живописец, рисовальщик, пейзажист, жанрист, маринист Грабовский учился в Академии художеств у И. Е. Репина и П. П. Чистякова c 1902 по 1909 года. В 1909 году ему было присвоено звание художника за картину «Снег выпал», с тех пор мотив поздней осени, первого снега становится одной из любимых тем мастера.
Лучшая часть живописного творческого наследия Горбовского – лирические пейзажи Петербурга, среди которых преобладает тема рек и каналов. Особенно хороши произведения 1900-1910-х годов, отличающиеся лаконичной композицией и смелой, широкой манерой письма. Прекрасным примером «стиля Грабовского» этого периода является полотно «Баржи на Фонтанке. Ранний снег», созданное в 1906 году. С высокой точки зрения художник пишет композицию, напоминающую кадр кинопленки, где на первом плане, на припорошенной снегом набережной, показана жанровая сценка, а вдали виднеются тающие в холодном воздухе, смешанном с дымом трубы буксира, заснеженные дома. Палитра почти монохромная, построенная на сближенных цветах, на тонких градациях коричневого, черного и белого, причем акцент ставился на белый снег, который оживляет и дополняет общий тон картины. Кажется, будто чувствуешь этот легкий морозный воздух, напоенный первой зимней свежестью и смешанный с теплой прохладой осени.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: