На диване. Автопортрет
1910-е
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Наряду с Шагалом современники считали Лермонтову самой талантливой ученицей Л. С. Бакста в Школе рисования и живописи Е. Н. Званцевой. Ее творческие интересы сосредоточились на философско-аллегорических темах и жанре портрета. В живописи художницы неоклассические тенденции сочетались с поисками экспрессивного образного языка, а обстоятельства жизни – неизлечимая болезнь и связанные с ней постоянные физические и нравственные страдания – внесли в ее творчество ноты драматизма и отчаяния. Полотно «На диване» принадлежит к лучшему из сохранившегося наследия Лермонтовой. Самоуглубленно, полно грусти выражение лица героини. Ее поза, сам «ломкий» рисунок фигуры, звучащая «щемяще» гамма холодных – изысканных и в то же время активных оранжево-красных и сине-зеленых тонов воспринимаются здесь как метафоры мучительного одиночества и безысходной меланхолии. // Владимир Круглов. Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 160.