Провинциальный город. Базарный день
1910
- Холст, масло. 73,8 х 135,7
- Ж-11827
Пост. в 1991, приобр. у И. И. Медведевой, Ленинград-
СВЕДЕНИЯ О РЕСТАВРАЦИИ
Киселёва М.А. (2007)
- Период Конец XIX – начало XX века
- Пейзаж
- Поделиться
Состояние сохранности до реставрации:
Картина поступила в реставрацию без подрамника, состоящей из двух отдельных равных
частей. В музей картина попала в разделенном состоянии, однако, характер повреждений живописи вдоль стыка частей свидетельствует о том, что картина была написана автором на сшивном холсте, и разрезана позднее в процессе бытования. В правом полотнище имелся вертикальный прорыв, с утратами красочного слоя по его краям, утраты также имелись вдоль центрального шва и кромок картины. Изломы красочного слоя грунтового происхождения развиты в различных частях картины. Наиболее заметным дефектом, искажавшим авторский колорит картины, являлся покровный слой на поверхности живописи: защитная пленка сильно потемнела, имела грязно-серый мутный цвет. Как показал химический анализ, это авторское воско-белковое покрытие – «глютень», применявшееся недолгое время русскими художниками в конце ХIX – начале ХХ века для придания масляной живописи матовой фресковой поверхности. Вобрав в себя много грязи, эта пленка от времени стала практически необратима, так как белок, входящий в ее состав от времени денатурировал (разложился).
Комплекс проведенных мероприятий:
В процессе реставрации части холста были состыкованы по старому шву и сдублированы на новый холст. Прорыв заделан. Картина натянута на изготовленный подрамник. Особую сложность составило удаление с авторской живописи серой покровной пленки. Была выработана оптимальная методика. Расчистка производилась в два этапа: сначала раствором щелочи, затем горячим раствором фермента. Остатки грязной пленки добирались механически скальпелем под бинокулярной лупой. В результате авторская живопись значительно высветлилась, проявился авторский колорит и тон живописи.
Все утраты красочного слоя были тонированы масляными красками по подведенному грунту. Картина покрыта тонким защитным слоем даммарного лака методом напыления.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 138.