Коллекция онлайн

1878, Астрахань – 1927, Ленинград

Гулянье на Волге

1909

  • Холст, масло. 100 х 125
  • Ж-1873

  • Пост. в 1918 из собрания Е. М. Терещенко, Петроград


Печать натурности несет еще одно произведение, как убедительно доказал Э. Я. Выржиковский в своей публикации, также начатое в Романове-Борисоглебске – «Гуляние на Волге» (1909, ГРМ) – взятый в ракурсе сверху фрагмент набережной, заполненной фигурами гуляющих, с видом на плавно текущую Волгу с плотами и пароходами, на заречные дали с церковью, настроением напоминающие «Вечерний звон» И. И. Левитана. В журнале «Солнце России» за 1911 год (№ 15) был воспроизведен ранний вариант произведения – «Гулянье». По нему можно судить, как менялся замысел этого полотна и как зрела концепция того индивидуального явления, что позже будет восприниматься как типично «кустодиевский» жанр. Воспроизведенный холст представляет собой импрессионистический этюд набережной провинциального города, повторяющий без изменений все постройки и природные формы картины «Гуляние на Волге» (1909), Его первый план с павильоном и киоском, с причалом судоходного товарищества «Самолет» едва оживлен фигурами немногочисленных гуляющих.

Позже, в 1911 (как считал Эткинд) или 1914 году (как предполагал Выржиковский) художник переработал этюд в картину. Так случалось с его ранними этюдами вплоть до 1920-х (о чем сообщает Воинов в своем дневнике). Оставив в неприкосновенности пейзажную составляющую, автор плотно «заселил» фигурами пространство бульвара, сделал более нарядными постройки на первом плане и выход на причал, над киоском появилась вывеска «Воды». Ракурс и фрагментарная композиция, характерность персонажей сообщают произведению большой заряд жизненной непосредственности. Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 37.

Большинство фигур в картину были вписаны в 1911 году. Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 213.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: