Виртуальные выставки

Расширенный поиск по коллекциям

Раздел коллекции

Период

Жанры и сюжеты

Борис Михайлович Кустодиев. К 145-летию со дня рождения

Виртуальная выставка подготовлена к 145-летию выдающегося русского художника Б. М. Кустодиева (1878-1927), которое отмечается 7 марта 2023 года. Она объединила более 180 произведений живописи, рисунка, книжной и печатной графики, театральных и скульптурных работ мастера из собрания Русского музея. Виртуальная выставка создана на основе материалов каталога, сопровождавшего выставку , прошедшую в залах Русского музея в 2003 году к 125-летию художника. 

Подробнее

Портрет — одна из значительных сторон творчества Кустодиева, создавшего широкую портретную галерею своих современников. В Русском музее хранятся такие шедевры русского искусства, как портрет знаменитого русского баса Федора Шаляпина, руководителя граверной мастерской Академии художеств Василия Матэ, искусствоведа и реставратора Александра Анисимова, портреты утонченной Ренэ Нотгафт и соратников художника по объединению «Мир искусства» – Ивана Билибина, Николая Рериха, Мстислава Добужинского, Игоря Грабаря. Нежно любящий жену и детей художник многократно запечатлел свою семью в полных теплоты и лиризма картинах, рисунках и скульптурах.

Особую известность Кустодиев завоевал картинами из жизни российской провинции. Ему удалось создать свою особую «кустодиевскую» Русь, лишенную будней. Его полные динамики «праздники» (масленицы, гуляния, балаганы) с их радостными и звучными красками, улыбающимися румяными лицами воспринимаются как отражение извечной мечты народа о красоте, счастье и полноте бытия. С темой русской провинции связаны и самые знаменитые женские образы Кустодиева – «Купчиха»«Купчиха за чаем»«Купчиха с зеркалом»«Купальщицы». Эти произведения, а также графические работы, продолжающие эту тему, можно увидеть в разделе виртуальной выставки «Русские красавицы».

В Русском музее также хранится богатое графическое наследие художника. Это портреты современников, иллюстрации к книгам, эскизы композиций, штудии обнаженной натуры, выполненные в разных графических техниках – карандаш, тушь, литография, линогравюра. Как и все живописные произведения художника, графические работы Кустодиева пронизаны высоким гуманистическим смыслом.

Отдельный тематический раздел виртуальной выставки посвящен работам Кустодиева для театра, который он любил и много творил для него, как и его коллеги-мирискусники.

Произведения сопровождаются аннотациями ведущего научного сотрудника Русского музея В. Ф. Круглова, которые позволяют глубже понять творчество художника, проникнутое чувством восторженной любви к России. Даже будучи прикован к инвалидному креслу в последние годы жизни, он продолжал неутомимо работать, считая своим долгом творить во имя «отрадного» и лучшего в человеке, и заслужил в истории русского искусства имя «самого жизнерадостного среди русских живописцев», «художника счастья».


Все произведения
Период:

Вид искусства:

Всего: 235
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Зал заседаний Государственного совета в Мариинском дворце
Куликов И. С., (?), Кустодиев Б. М., (?)
Зал заседаний Государственного совета в Мариинском дворце
1901 (1902?)
ГРМ
Портрет Д. С. Стеллецкого
Кустодиев Б. М.
Портрет Д. С. Стеллецкого
1901
ГРМ
Портрет З. Е. Прошинской
Кустодиев Б. М.
Портрет З. Е. Прошинской
1901
ГРМ
Портрет М. И. Хейлика
Кустодиев Б. М.
Портрет М. И. Хейлика
1901
ГРМ
Портрет Ю. Е. Прошинской
Кустодиев Б. М.
Портрет Ю. Е. Прошинской
1901
ГРМ
Портрет художника И. Я. Билибина
Кустодиев Б. М.
Портрет художника И. Я. Билибина
1901
ГРМ
Портрет В. В. Матэ
Кустодиев Б. М.
Портрет В. В. Матэ
1902
ГРМ
Портрет Д. Ф. Богословского
Кустодиев Б. М.
Портрет Д. Ф. Богословского
1902
ГРМ
 Портрет Ю. Е. Кустодиевой
Кустодиев Б. М.
Портрет Ю. Е. Кустодиевой
1903
ГРМ
Портрет Н. В. Муравьева
Кустодиев Б. М.
Портрет Н. В. Муравьева
1902-1903
ГРМ
Портрет Н. И. Бобрикова
Кустодиев Б. М.
Портрет Н. И. Бобрикова
1902–1903
ГРМ
Портрет П. А. Шевелева
Кустодиев Б. М.
Портрет П. А. Шевелева
1903
ГРМ
Портрет П. И. Саломона
Кустодиев Б. М.
Портрет П. И. Саломона
1902–1903
ГРМ
Портрет Ю. Е. Кустодиевой
Кустодиев Б. М.
Портрет Ю. Е. Кустодиевой
1903
ГРМ
Автопортрет
Кустодиев Б. М.
Автопортрет
1904
ГРМ
Автопортрет
Кустодиев Б. М.
Автопортрет
1904
ГРМ
Танцовщица в кабаре
Кустодиев Б. М.
Танцовщица в кабаре
1904
ГРМ
Утро
Кустодиев Б. М.
Утро
1904
ГРМ
Автопортрет (На охоте)
Кустодиев Б. М.
Автопортрет (На охоте)
1905
ГРМ
Акакий Акакиевич на Невском проспекте
Кустодиев Б. М.
Акакий Акакиевич на Невском проспекте
1905
ГРМ
Портреты

Портрет — одна из значительных сторон творчества Кустодиева, создавшего широкую портретную галерею своих современников. В Русском музее хранятся такие шедевры русского искусства, как портрет знаменитого русского баса Федора Шаляпина, руководителя граверной мастерской Академии художеств Василия Матэ, искусствоведа и реставратора Александра Анисимова, портреты утонченной Ренэ Нотгафт и соратников художника по объединению «Мир искусства» – Ивана Билибина, Николая Рериха, Мстислава Добужинского, Игоря Грабаря. Нежно любящий жену и детей художник многократно запечатлел свою семью в полных теплоты и лиризма картинах, рисунках и скульптурах.

Подробнее

Художник посвятил около трех десятилетий портретному жанру. Свидетель и участник важных событий тех лет, деливший время между Петербургом и костромской глубинкой, много путешествовавший по России и Европе, он создал обширную галерею изображений людей разных слоев русского общества первой четверти ХХ столетия. Играя важную роль в творчестве мастера, этот жанр в каждый конкретный период его жизни то занимал первенствующее место, то отходил на почетный второй план, менялось также и соотношение портретов-картин и рисунков. Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 21.

Художник, в 1903 году окончивший Академию, он в 1905 году был приглашен С.П. Дягилевым и А.Н. Бенуа на Таврическую выставку портретов, а к началу 1910-х годов, несмотря на то, что рядом работали И.Е. Репин, В.А. Серов, К.А. Сомов, Л.С. Бакст, уже являлся крупным отечественным портретистом. Как и Малявин, начав с портретных этюдов соучеников по Академии, Кустодиев вскоре создал обширный ряд изображений женщин и мужчин всех сословий предреволюционного русского общества. Нежно любящий своих жену и детей, он многократно запечатлел семью в полных теплоты и лиризма картинах, рисунках и скульптурах. Художник плодотворно работал в трудной сфере детского портрета. Там же. С. 8-9.

Портреты Билибина, историка Д. Л. Мордовцева, гравера В. В. Матэ, помещика А. П. Варфоломеева, жены художника – Ю. Е. Кустодиевой сразу вошли в историю отечественной портретной живописи. Написанные широко и элегантно, выдержанные в светоносной гамме серебристо-охристых тонов, порой фрагментарные по композиции, правдивые и острые в передаче характеров моделей, они представляют собой замечательные образцы русского импрессионизма. Там же. С. 10.


Период:

Вид искусства:

Всего: 93
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Портрет Д. С. Стеллецкого
Кустодиев Б. М.
Портрет Д. С. Стеллецкого
1901
ГРМ
Портрет З. Е. Прошинской
Кустодиев Б. М.
Портрет З. Е. Прошинской
1901
ГРМ
Портрет М. И. Хейлика
Кустодиев Б. М.
Портрет М. И. Хейлика
1901
ГРМ
Портрет Ю. Е. Прошинской
Кустодиев Б. М.
Портрет Ю. Е. Прошинской
1901
ГРМ
Портрет художника И. Я. Билибина
Кустодиев Б. М.
Портрет художника И. Я. Билибина
1901
ГРМ
Портрет В. В. Матэ
Кустодиев Б. М.
Портрет В. В. Матэ
1902
ГРМ
Портрет Д. Ф. Богословского
Кустодиев Б. М.
Портрет Д. Ф. Богословского
1902
ГРМ
 Портрет Ю. Е. Кустодиевой
Кустодиев Б. М.
Портрет Ю. Е. Кустодиевой
1903
ГРМ
Портрет Н. В. Муравьева
Кустодиев Б. М.
Портрет Н. В. Муравьева
1902-1903
ГРМ
Портрет Н. И. Бобрикова
Кустодиев Б. М.
Портрет Н. И. Бобрикова
1902–1903
ГРМ
Портрет П. А. Шевелева
Кустодиев Б. М.
Портрет П. А. Шевелева
1903
ГРМ
Портрет П. И. Саломона
Кустодиев Б. М.
Портрет П. И. Саломона
1902–1903
ГРМ
Портрет Ю. Е. Кустодиевой
Кустодиев Б. М.
Портрет Ю. Е. Кустодиевой
1903
ГРМ
Автопортрет
Кустодиев Б. М.
Автопортрет
1904
ГРМ
Автопортрет
Кустодиев Б. М.
Автопортрет
1904
ГРМ
Утро
Кустодиев Б. М.
Утро
1904
ГРМ
Автопортрет (На охоте)
Кустодиев Б. М.
Автопортрет (На охоте)
1905
ГРМ
Портрет Л. П. Альбрехта
Кустодиев Б. М.
Портрет Л. П. Альбрехта
1905
ГРМ
Александр I
Кустодиев Б. М.
Александр I
1906
ГРМ
Портрет Н. А. Подсосова
Кустодиев Б. М.
Портрет Н. А. Подсосова
1906
ГРМ
Русские красавицы

Кустодиев приступил к созданию своей небольшой серии «красавиц» в момент, когда подобные задачи перед собой не ставил никто из его современников <...>.
Следует отметить, что ни все три картины 1915 года – «Купчиха», «Красавица», «Девушка на Волге», ни «Купчиха за чаем» (1918), существующие каждая в нескольких вариантах, разноформатные и разномасштабные, не задумывались автором как части чего-то единого, целостной серии.

Подробнее

К перечисленным работам можно добавить полотна «Купчихи» (1912), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Купальщица» (1921), «Купчиха, пьющая чай» (1923), «Русская Венера» (1926). Они создавались в череде других работ на темы русской провинции, возможно, под влиянием творческого импульса, как воспоминание о великих венецианцах и о Рубенсе, в портретах и целомудренных «ню» обессмертивших своих прекрасных современниц. Для мастеров эпохи неоклассицизма, отрезанных войной от остального мира, подобная апелляция к гениям прошлого была важным актом самоидентификации. Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 40.

Свой идеал женской красоты Кустодиев нашел в купеческом сословии. Интересно, что, в отличие от Мыльникова или Венецианова, не создавший ни одного натурного портрета русских купчих, он «списывал» своих героинь с дам интеллигентного круга – Н. И. Зеленской («Купчихи», 1912), Ф. В. Шевченко («Красавица», 1915), Г. Адеркас («Купчиха за чаем», 1918), чей облик, по ощущениям художника, был близок народному идеалу красоты. Все героини – замужние пышнотелые молодые женщины в возрасте около тридцати лет – показаны в характерной для них среде. Художник «демонстрирует» красавиц – их дородные фигуры помещены в центре картин, приближены к первому плану, подчиняя себе пейзажную и интерьерную среду. Как портрет-панно решена единственная из картин – «Купчиха». Его героиня изображена на фоне улицы, уступами спускающейся к реке, пестрых вывесок и бойкой торговли фруктами. Выглядывающий из лавки приказчик как бы приглашает зрителя полюбоваться молодой женщиной, с большим достоинством несущей свою стройную фигуру в закрытом нарядном платье. Строгая и замкнутая, со здоровым румянцем на щеках и опущенными долу большими карими очами, она необыкновенно мила и привлекательна. Там же. С. 40.

Остальные картины серии представляют собой жанровые полотна. Лучшее из них – «Купчиха за чаем», классическое, совершенное по композиции и исполнению. Написанное в годы революции, оно воспринимается как квинтэссенция уходящей купеческой России. Этот создававшийся десятилетиями мир, пронизанный гедонизмом, любовью к уюту и удобствам, к красивым добротным вещам, к высоким заборам, не смог защитить себя. Он разрушился в мгновение как карточный домик. Там же. С. 41.


Период:

Вид искусства:

Всего: 24
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Портрет З. Е. Прошинской
Кустодиев Б. М.
Портрет З. Е. Прошинской
1901
ГРМ
Портрет Ю. Е. Прошинской
Кустодиев Б. М.
Портрет Ю. Е. Прошинской
1901
ГРМ
Портрет Ю. Е. Кустодиевой
Кустодиев Б. М.
Портрет Ю. Е. Кустодиевой
1903
ГРМ
Купание
Кустодиев Б. М.
Купание
1912
ГРМ
Купчиха
Кустодиев Б. М.
Купчиха
1915
ГРМ
Натурщица. Правая нога, левая ступня
Кустодиев Б. М.
Натурщица. Правая нога, левая ступня
1915
ГРМ
Два портрета Аннушки
Кустодиев Б. М.
Два портрета Аннушки
1918
ГРМ
Женщина, пьющая чай
Кустодиев Б. М.
Женщина, пьющая чай
1918
ГРМ
Купчиха за чаем
Кустодиев Б. М.
Купчиха за чаем
1918
ГРМ
Купчиха за чаем
Кустодиев Б. М.
Купчиха за чаем
1918
ГРМ
Молодая купчиха в клетчатом платочке
Кустодиев Б. М.
Молодая купчиха в клетчатом платочке
1919
ГРМ
Портрет И. Б. Kустодиевой, дочери художника
Кустодиев Б. М.
Портрет И. Б. Kустодиевой, дочери художника
1919
ГРМ
Купчиха с зеркалом
Кустодиев Б. М.
Купчиха с зеркалом
1920
ГРМ
Портрет О. П. Мясоедовой
Кустодиев Б. М.
Портрет О. П. Мясоедовой
1920
ГРМ
Купальщица
Кустодиев Б. М.
Купальщица
1921
ГРМ
Купальщица
Кустодиев Б. М.
Купальщица
1921
ГРМ
Женский портрет (Портрет невесты барина Лапутина)
Кустодиев Б. М.
Женский портрет (Портрет невесты барина Лапутина)
1922
ГРМ
Портрет Евдокимовой
Кустодиев Б. М.
Портрет Евдокимовой
1925
ГРМ
Купальщица, сидящая на берегу
Кустодиев Б. М.
Купальщица, сидящая на берегу
1926
ГРМ
Осень
Кустодиев Б. М.
Осень
1926
ГРМ
Русь

Особую известность Кустодиев завоевал картинами из жизни российской провинции. Ему удалось создать свою особую «кустодиевскую» Русь, лишенную будней. Его полные динамики «праздники» (масленицы, гуляния, балаганы) с их радостными и звучными красками, улыбающимися румяными лицами воспринимаются как отражение извечной мечты народа о красоте, счастье и полноте бытия. С темой русской провинции связаны и самые знаменитые женские образы Кустодиева – «Купчиха»«Купчиха за чаем»«Купчиха с зеркалом»«Купальщицы». Эти произведения, а также графические работы, продолжающие эту тему, можно увидеть в разделе виртуальной выставки «Русские красавицы».

Подробнее

Кустодиев был из когорты «поздних мирискусников», ему удалось создать свой особый, ни на кого не похожий художественный мир, свою, «кустодиевскую» Русь, лишенную будней, окрашенную легким ретроспективизмом. Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 7.

[Кустодиев] создал свой во многом условный и идеальный, самодостаточный мир – свою Русь. Этот осиянный солнцем, беспечальный мир, где нет ни серых дней, ни осенней распутицы, нет ни бедняков, тяжким трудом добывающих пропитание, ни неудачников, нет ни будней, ни общественных потрясений, ограничен исконно русскими землями – деревнями, большими и малыми провинциальными городами, губернскими центрами Среднерусской равнины и Поволжья. Жизнь там замерла в середине ХIХ века, в архитектуре прихотливо сочетались ХVII столетие и ампир, в одеждах – почитание традиций народного костюма смешалось со следованием новинкам парижской моды. В этом мире не было места ни Москве, ни Петербургу, где художник прожил почти тридцать лет, ни Поморью, ни Зауралью, где он не бывал и куда его никогда не тянуло. <...> Зато до бесконечности, никогда не повторяясь, мог изображать свою Русь, ее благоденствующих жителей всех сословий, чаще всего купеческого, каждого из которых он хорошо знал, ее красавиц, ее летние и зимние праздники в городах и деревнях. Все обилие тем имело для него одинаково важное значение и к ним он постоянно возвращался. Художник никогда не повторяется в своих многочисленных «праздниках», «масленицах», «балаганах», «гуляниях», «красавицах». Хотя изображенные им города, площади, улицы и перекрестки, дома всегда узнаваемы, в каждой картине – всегда другие дома и другие улицы знакомого города. Он бесконечно разнообразен в изображении персонажей, всегда неповторимо индивидуальных и в то же время составляющих одну большую, живущую в мире и согласии семью. Его картины не вызывают эффекта неожиданного открытия чего-то нового, это, скорее, новые встречи со знакомым миром, полным тепла и уюта. Там же. С. 8.

Появление новых, синтетических по своей природе картин Кустодиева было отражением важной тенденции в отечественном искусстве, которую некогда точно описал Я. А. Тугендхольд: «С начала 90-х годов начинается перелом в отношении художников к народу. Как-то вдруг стало ясно, что он достоин не только жаления, но и изучения, и подражания. Как-то вдруг оказалось, что, «повымахав косточки, повымотав душеньку», он все-таки сберег «удаль молодецкую» – свою песню, свое узорочье, свою Якимову любовь к «картиночкам». Из объекта жаления народ стал субъектом национального стиля». Там же. С. 13-14.

В картинах Кустодиева о деревне объектом его внимания становится быт, поднятый над буднями – праздники с крестными ходами, хороводами, ярмарки – «Хоровод» (1912), «Крестный ход» (1915). Под кистью художника лишаются прозаического начала сцены жатвы, сенокоса и выпаса лошадей в ночном, они воспринимаются как некий ритуал, исполненный высокого «бытийного» смысла – «Костер. Ночное» (1916), «Сенокос» (1917). Свойственные Кустодиеву поиски синтеза исключали всякое появление портретов конкретных крестьян или реальных групповых сцен. Там же. С. 36.

Синтетические по своей природе произведения Кустодиева пронизаны высоким гуманистическим смыслом. Его «провинция», исполненная добродушия, чистосердечности и справедливости – всегда антитеза Петербургу и большим промышленным городам. Это – своего рода грезы о патриархальном мире, полном гармонии и своеобразной красоты. Картины исключают существование нищеты и пьянства, скопидомства и стяжательства, грубости и невежества. Они «очищены» от всего негативного, добры, поэтичны, никого никогда не поучают, полны уважения к зрителю и изображаемой жизни – успокоенной, самодостаточной, устроенной по «от века» чтящимся законам и традициям, слегка ограниченной и потому вызывающей ироническую улыбку автора. Здесь ценят здоровье и красоту, живут слегка напоказ, любят яркое, искусное, слегка вычурное и чрезмерное, безжалостно переиначивая столичные новинки. Герои Кустодиева гармонично существуют в природной среде. Она изображается всегда в самый яркий момент своего бытия – в свете полудня, в день инея, в нарядном осеннем уборе. Как в картинах старых мастеров, пейзажи художника густо, до самого горизонта населены человеческими жизнями. Там же. С. 37-38.


Период:

Вид искусства:

Всего: 30
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Деревня Маурино Костромской губернии
Кустодиев Б. М.
Деревня Маурино Костромской губернии
1905
ГРМ
Сжатое поле со снопами
Кустодиев Б. М.
Сжатое поле со снопами
1905
ГРМ
Земская школа в Московской Руси
Кустодиев Б. М.
Земская школа в Московской Руси
1907
ГРМ
Школа в Московской Руси
Кустодиев Б. М.
Школа в Московской Руси
1907 (?)
ГРМ
Гулянье на Волге
Кустодиев Б. М.
Гулянье на Волге
1909
ГРМ
Деревенский праздник
Кустодиев Б. М.
Деревенский праздник
1910
ГРМ
Купание
Кустодиев Б. М.
Купание
1912
ГРМ
Хоровод
Кустодиев Б. М.
Хоровод
1912
ГРМ
Изба. Костромская губерния
Кустодиев Б. М.
Изба. Костромская губерния
1909–1917
ГРМ
Крестный ход
Кустодиев Б. М.
Крестный ход
1915
ГРМ
Торговец шарами
Кустодиев Б. М.
Торговец шарами
1915
ГРМ
Масленица
Кустодиев Б. М.
Масленица
1916
ГРМ
Масленица
Кустодиев Б. М.
Масленица
1916
ГРМ
Балаганы
Кустодиев Б. М.
Балаганы
1917
ГРМ
Закат
Кустодиев Б. М.
Закат
Около 1917
ГРМ
Купчиха за чаем
Кустодиев Б. М.
Купчиха за чаем
1918
ГРМ
Лето (Поездка в „Терем“)
Кустодиев Б. М.
Лето (Поездка в „Терем“)
1918
ГРМ
Масленица
Кустодиев Б. М.
Масленица
1919
ГРМ
Осень
Кустодиев Б. М.
Осень
1919
ГРМ
Сельский праздник
Кустодиев Б. М.
Сельский праздник
1919
ГРМ
Театр

С «коренными» мастерами «Мира искусства» художника роднило давнее, с детства, увлечение театром.<...> 

Подробнее

Интерес к праздничной стороне русского прошлого, знание провинциального быта, занимательность и своего рода театральность в «подаче» сюжета, присущие его станковым произведениям, были реализованы художником в работе для театров Москвы, с которыми он начал сотрудничать с 1911 года. Его эскизы костюмов и декораций к пьесам А. Н. Островского и М. Е. Салтыкова-Щедрина близки живописи тех лет, но именно в театральных работах у Кустодиева впервые появляются характеристики, отмеченные чертами гротеска. Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 16-17.

С 1919 года художник начинает работу над классическим и современным материалом для драматических и музыкальных театров Петрограда. Ф. И. Шаляпин привлек его к оформлению оперы А. Н. Серова «Вражья сила», поставленной в 1920 году в бывшем Мариинском театре. Именно это сотрудничество, полное гармонии и энтузиазма, очаровавшее обе стороны, способствовало появлению в 1920–1922 годах серии портретов великого певца. В ней выделяются живописный «Портрет Ф. И. Шаляпина (Ф. И. Шаляпин в незнакомом городе)» и «Портрет Ф. И. Шаляпина», выполненный в смешанной технике (оба – 1921). Там же. С. 31.

Годом позже (в 1920) мастер участвовал в постановке оперы «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова в петроградском Народном доме. Для драматического театра он оформлял пьесы классического репертуара («Гроза», 1918; «Волки и овцы», 1926 – А. Н. Островского) и современную драматургию («Виринея», 1926 Л. Н. Сейфуллиной, «Голуби и гусары», 1927 В. М. Волькенштейна). Наиболее значительными театральными работами Кустодиева 1920-х явились спектакли «Блоха» по пьесе Е. И. Замятина (использовавшего мотивы рассказа Н. С. Лескова «Левша») в МХАТ-2 (1924–1925) и в ленинградском БДТ (1926). Полные юмора и изобретательности, гротескные декорации и костюмы были перспективны для театра, соответствовали и лубочной природе пьесы, и свободной игре актеров, и настроению нового зрителя. Там же. С. 19-20.

Кустодиевым создано значительное число портретов актеров и режиссеров театра. Среди них – вошедшие в золотой фонд отечественного искусства изображения В. В. Лужского (1913), Ф. И. Шаляпина (1921), И. В. Ершова (1922). Более полутора десятилетий художник сотрудничал с театрами в качестве декоратора. Он постоянно дружил с актерами оперного и драматического театра – И. В. Ершовым и В. В. Лужским, был близко знаком с В. И. Немировичем-Данченко и В. Э. Мейерхольдом, работал вместе с Н. Ф. Монаховым и Ф. И. Шаляпиным. Встреча с каждым из них оставила заметный след в творчестве мастера, каждого из них он изображал, всякий раз находя индивидуальные средства выражения. Там же. С. 28.


Период:

Вид искусства:

Всего: 20
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Танцовщица в кабаре
Кустодиев Б. М.
Танцовщица в кабаре
1904
ГРМ
Портрет И. В. Ершова
Кустодиев Б. М.
Портрет И. В. Ершова
1909
ГРМ
В ложе
Кустодиев Б. М.
В ложе
1912
ГРМ
Живоедова
Кустодиев Б. М.
Живоедова
1914
ГРМ
Улица в Крутогорске
Кустодиев Б. М.
Улица в Крутогорске
1914
ГРМ
Площадь в Крутогорске
Кустодиев Б. М.
Площадь в Крутогорске
1915
ГРМ
У входа в парк усадьбы Купавиной
Кустодиев Б. М.
У входа в парк усадьбы Купавиной
1915
ГРМ
Эскиз костюмов к комедии А. Н. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын»
Кустодиев Б. М.
Эскиз костюмов к комедии А. Н. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын»
1917
ГРМ
Комната в доме Прокофия Пазухина
Кустодиев Б. М.
Комната в доме Прокофия Пазухина
1918
ГРМ
Общественный сад на высоком берегу Волги (Гулянье на берегу Волги)
Кустодиев Б. М.
Общественный сад на высоком берегу Волги (Гулянье на берегу Волги)
1918
ГРМ
Масленица
Кустодиев Б. М.
Масленица
1919
ГРМ
Эскиз декорации для инсценировки «Тяжбы» Н. В. Гоголя
Кустодиев Б. М.
Эскиз декорации для инсценировки «Тяжбы» Н. В. Гоголя
1919
ГРМ
Портрет Ф. И. Шаляпина
Кустодиев Б. М.
Портрет Ф. И. Шаляпина
1920–1921
ГРМ
Эскиз декорации к пьесе А. Н. Островского «Гроза»
Кустодиев Б. М.
Эскиз декорации к пьесе А. Н. Островского «Гроза»
1920
ГРМ
Портрет Ф. И. Шаляпина
Кустодиев Б. М.
Портрет Ф. И. Шаляпина
1922
ГРМ
Царевна Анфиса. Эскиз костюма к спектаклю по пьесе Е. И. Замятина «Блоха»
Кустодиев Б. М.
Царевна Анфиса. Эскиз костюма к спектаклю по пьесе Е. И. Замятина «Блоха»
1924
ГРМ
Блоха
Кустодиев Б. М.
Блоха
1926
ГРМ
Блоха
Кустодиев Б. М.
Блоха
1926
ГРМ
Эскиз декорации III акта к пьесе Е. И. Замятина «Блоха». «Англия»
Кустодиев Б. М.
Эскиз декорации III акта к пьесе Е. И. Замятина «Блоха». «Англия»
1926
ГРМ
Занавес к постановке в БДТ в 1926 г. пьесы Е. И. Замятина «Блоха» по рассказу Н. Лескова «Левша»
Кустодиев Б. М.
Занавес к постановке в БДТ в 1926 г. пьесы Е. И. Замятина «Блоха» по рассказу Н. Лескова «Левша»
1927
ГРМ
Рисунок и акварель

Богатое графическое наследие художника — это портреты современников, иллюстрации к книгам, эскизы композиций, штудии обнаженной натуры, выполненные в разных графических техниках – карандаш, тушь, литография, линогравюра. Как и все живописные произведения художника, графические работы Кустодиева пронизаны высоким гуманистическим смыслом.

Подробнее

Формирование Кустодиева проходило в годы подъема графики как самостоятельного вида изобразительного искусства и расцвета ее станковой и печатной форм.<...> Подобно его современникам, Кустодиев часто обращается к техникам, дающим живописные эффекты, – к углю, цветному карандашу, пастели. В годы учебы он пробует себя в иллюстрации («Мертвые души» Н. В. Гоголя). Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 31.

Его поиски, судя по эскизам, не были ни напряженными, ни драматичными. Цельный по своей природе, оптимист, обладающий замечательной наблюдательностью и развитым воображением, хорошей академической выучкой, он, шутя, сочинял сложные композиции, легко изображал фигуры и пейзажи в самых неожиданных ракурсах и положениях. Однажды найденное в эскизах или натурных зарисовках – композиционный мотив, поза, жест, поворот – им никогда не забывалось, рано или поздно использовалось. Там же. С. 33.


Период:

Вид искусства:

Всего: 107
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Портрет З. Е. Прошинской
Кустодиев Б. М.
Портрет З. Е. Прошинской
1901
ГРМ
Портрет Ю. Е. Прошинской
Кустодиев Б. М.
Портрет Ю. Е. Прошинской
1901
ГРМ
Портрет Ю. Е. Кустодиевой
Кустодиев Б. М.
Портрет Ю. Е. Кустодиевой
1903
ГРМ
Автопортрет
Кустодиев Б. М.
Автопортрет
1904
ГРМ
Автопортрет
Кустодиев Б. М.
Автопортрет
1904
ГРМ
Акакий Акакиевич на Невском проспекте
Кустодиев Б. М.
Акакий Акакиевич на Невском проспекте
1905
ГРМ
Акакий Акакиевич у Петровича
Кустодиев Б. М.
Акакий Акакиевич у Петровича
1905
ГРМ
Будочник
Кустодиев Б. М.
Будочник
1905
ГРМ
Возвращение Акакия Акакиевича из гостей. «Вдали, бог знает где, мелькал огонек в какой-то будке…»
Кустодиев Б. М.
Возвращение Акакия Акакиевича из гостей. «Вдали, бог знает где, мелькал огонек в какой-то будке…»
1905
ГРМ
Сжатое поле со снопами
Кустодиев Б. М.
Сжатое поле со снопами
1905
ГРМ
Манифестация
Кустодиев Б. М.
Манифестация
1906
ГРМ
Внутренний двор Дворца Дожей. Венеция
Кустодиев Б. М.
Внутренний двор Дворца Дожей. Венеция
1907
ГРМ
Портрет Д. С. Стеллецкого
Кустодиев Б. М.
Портрет Д. С. Стеллецкого
1907
ГРМ
Школа в Московской Руси
Кустодиев Б. М.
Школа в Московской Руси
1907 (?)
ГРМ
Пасущиеся лошади
Кустодиев Б. М.
Пасущиеся лошади
1909
ГРМ
Голова Петра Великого
Кустодиев Б. М.
Голова Петра Великого
1910
ГРМ
Групповой портрет художников «Мира искусства»
Кустодиев Б. М.
Групповой портрет художников «Мира искусства»
1910
ГРМ
Лозанна. Аппликация
Кустодиев Б. М.
Лозанна. Аппликация
1911
ГРМ
Портрет Антонины Кирилловны Кашпаровой
Кустодиев Б. М.
Портрет Антонины Кирилловны Кашпаровой
1911
ГРМ
Автопортрет
Кустодиев Б. М.
Автопортрет
1910–1914
ГРМ
Гравюра

Портретом художник занимался также и в литографии, но особенно много в линогравюре, которой увлекся в последние годы. Если в первой технике его лучшим достижением был альбом «Шестнадцать автолитографий Б. М. Кустодиева» (1921) с пронизанными светом картинами русской провинции, то в линогравюре им создана серия контрастных по цвету «купальщиц» и монументальный портрет Н. Ф. Монахова (1926). Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 19.


Период:

Всего: 36
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Из книг Р. Нотгафт. Экслибрис
Кустодиев Б. М.
Из книг Р. Нотгафт. Экслибрис
1912
ГРМ
Его Императорское Величество Государь Император Николай Александрович Самодержец Всероссийский
Кустодиев Б. М.
Его Императорское Величество Государь Император Николай Александрович Самодержец Всероссийский
1915
ГРМ
Плакат «Заемъ свободы»
Кустодиев Б. М.
Плакат «Заемъ свободы»
1917
ГРМ
Архиерей
Кустодиев Б. М.
Архиерей
1921
ГРМ
Весна
Кустодиев Б. М.
Весна
1921
ГРМ
Гостиный двор
Кустодиев Б. М.
Гостиный двор
1921
ГРМ
Купальщица
Кустодиев Б. М.
Купальщица
1921
ГРМ
Лето
Кустодиев Б. М.
Лето
1921
ГРМ
Масленица
Кустодиев Б. М.
Масленица
1921
ГРМ
Экслибрис К. Кустодиева
Кустодиев Б. М.
Экслибрис К. Кустодиева
1921
ГРМ
Портрет В. Д. Замирайло
Кустодиев Б. М.
Портрет В. Д. Замирайло
1922
ГРМ
Портрет Ю. Е. Кустодиевой
Кустодиев Б. М.
Портрет Ю. Е. Кустодиевой
1922
ГРМ
Фронтиспис
Кустодиев Б. М.
Фронтиспис
1922
ГРМ
Обложка книги Евг. Замятина «Уездное». М.; Пг: Круг
Кустодиев Б. М.
Обложка книги Евг. Замятина «Уездное». М.; Пг: Круг
1923
ГРМ
Русь. Русские типы Б. М. Кустодиева
Кустодиев Б. М.
Русь. Русские типы Б. М. Кустодиева
1923
ГРМ
Афиша выставки русского искусства
Кустодиев Б. М.
Афиша выставки русского искусства
1924
ГРМ
Балерина Валентина Иванова
Кустодиев Б. М.
Балерина Валентина Иванова
1924
ГРМ
Из книг Всеволода Воинова. Экслибрис
Кустодиев Б. М.
Из книг Всеволода Воинова. Экслибрис
1924
ГРМ
Автопортрет
Кустодиев Б. М.
Автопортрет
1925
ГРМ
Ленинградское общество смычки города с деревней
Кустодиев Б. М.
Ленинградское общество смычки города с деревней
1925
ГРМ
Книжная иллюстрация

В годы революции 1905–1907 годов Кустодиев активно сотрудничает в сатирических журналах, создает серию шаржей на высших сановников страны, <...> цветными карандашами рисует митинги и демонстрации рабочих Путиловского завода. Все эти работы выдержаны в стилистике модерна. Она определяет характер и созданных в 1905 году иллюстраций к повестям «Коляска» и «Шинель» Н. В. Гоголя.

Подробнее

Одинаково острые, беззаботные к «Коляске», драматичные – к «Шинели», рисунки тонко передают атмосферу повествования, изображают героев в важные моменты их жизни. Иллюстрации к «Шинели» полны сочувствия к «маленькому» человеку, порой в них есть мистический ужас, который время от времени испытывал и Акакий Акакиевич. Красивые и стильные, обе серии иллюстраций развивали находки недавно выпустивших циклы иллюстраций А. Н. Бенуа («Медный всадник») и Д. Н. Кардовского («Каштанка», «Невский проспект»). Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 32.

Как никогда ранее, [в 1920-е] важное место в творчестве мастера заняла книжная иллюстрация. Вместе с другими мирискусниками он работал для самых дешевых и массовых изданий, как, например, «Дубровский» А. С. Пушкина (1919). Характерный для этой серии живописный, легкий перьевой штрих будет доведен до совершенства в иллюстрациях к «Штопальщику» и «Леди Макбет Мценского уезда» чрезвычайно ценимого им в это время Н. С. Лескова (1922). Там же. С. 18.

В 1920-е Кустодиев иллюстрировал детские книги о Ленине («Детям о Ленине», «Ленин и юные ленинцы»), оформлял обложки учебных книг и брошюр, проектировал дизайн почтовой бумаги с портретами вождя, пропагандистские плакаты, обложки и «стенки» для календарей и многое другое. Там же. С. 18.


Период:

Вид искусства:

Всего: 42
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Акакий Акакиевич на Невском проспекте
Кустодиев Б. М.
Акакий Акакиевич на Невском проспекте
1905
ГРМ
Акакий Акакиевич у Петровича
Кустодиев Б. М.
Акакий Акакиевич у Петровича
1905
ГРМ
Будочник
Кустодиев Б. М.
Будочник
1905
ГРМ
Возвращение Акакия Акакиевича из гостей. «Вдали, бог знает где, мелькал огонек в какой-то будке…»
Кустодиев Б. М.
Возвращение Акакия Акакиевича из гостей. «Вдали, бог знает где, мелькал огонек в какой-то будке…»
1905
ГРМ
Из книг Р. Нотгафт. Экслибрис
Кустодиев Б. М.
Из книг Р. Нотгафт. Экслибрис
1912
ГРМ
Обложка «Коммунистический интернационал», №1
Кустодиев Б. М.
Обложка «Коммунистический интернационал», №1
1919
ГРМ
Экслибрис К. Кустодиева
Кустодиев Б. М.
Экслибрис К. Кустодиева
1921
ГРМ
Барин Лапутин и швейцар
Кустодиев Б. М.
Барин Лапутин и швейцар
1922
ГРМ
Вешают вывеску
Кустодиев Б. М.
Вешают вывеску
1922
ГРМ
Ворота (Улица у домика Лапутина)
Кустодиев Б. М.
Ворота (Улица у домика Лапутина)
1922
ГРМ
Женский портрет (Портрет невесты барина Лапутина)
Кустодиев Б. М.
Женский портрет (Портрет невесты барина Лапутина)
1922
ГРМ
Заставка (Улица зимой)
Кустодиев Б. М.
Заставка (Улица зимой)
1922
ГРМ
Мужской портрет
Кустодиев Б. М.
Мужской портрет
1922
ГРМ
На балконе
Кустодиев Б. М.
На балконе
1922
ГРМ
На прогулке
Кустодиев Б. М.
На прогулке
1922
ГРМ
Обложка к книге Н. С. Лескова «Штопальщик». Пг: Аквилон
Кустодиев Б. М.
Обложка к книге Н. С. Лескова «Штопальщик». Пг: Аквилон
1922
ГРМ
Половой
Кустодиев Б. М.
Половой
1922
ГРМ
Портрет барина Лапутина
Кустодиев Б. М.
Портрет барина Лапутина
1922
ГРМ
Разговор на улице (Господа на улице у дома штопальщика)
Кустодиев Б. М.
Разговор на улице (Господа на улице у дома штопальщика)
1922
ГРМ
Священник у стенных часов
Кустодиев Б. М.
Священник у стенных часов
1922
ГРМ
Скульптура и ДПИ

Скульптурные портреты, работа над которыми очень увлекла художника в 1908–1909 годах, отличает импрессионистичность поз и силуэтов при строгой лапидарности формы – «И. В. Ершов» (1908), «М. В. Добужинский» (1909), «Дети» (1909). Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 13.

Два бюста Николая II, долгое время остававшиеся практически „неизвестными“, связаны с работой Кустодиева над скульптурным портретом императора для Императорского Александровского лицея, отмечавшего свой 100-летний юбилей. Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 223-224.


Период:

Вид искусства:

Всего: 10
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Бэби
Кустодиев Б. М.
Бэби
1909
ГРМ
Дети
Кустодиев Б. М.
Дети
1909
ГРМ
Портрет И. В. Ершова
Кустодиев Б. М.
Портрет И. В. Ершова
1909
ГРМ
Портрет М. В. Добужинского
Кустодиев Б. М.
Портрет М. В. Добужинского
1909
ГРМ
Материнство
Кустодиев Б. М.
Материнство
1910
ГРМ
Портрет А. М. Ремизова
Кустодиев Б. М.
Портрет А. М. Ремизова
1910
ГРМ
Портрет Николая II
Кустодиев Б. М.
Портрет Николая II
1910–1911
ГРМ
Портрет Николая II
Кустодиев Б. М.
Портрет Николая II
1911
ГРМ
Портрет Федора Сологуба
Кустодиев Б. М.
Портрет Федора Сологуба
1912
ГРМ
«Гармонист» и «Плясунья»
Кустодиев Б. М.
«Гармонист» и «Плясунья»
1924, 1929
ГРМ
Плакаты

1917 годом начинается новая эпоха в истории России и последний период творчества мастера. Даже будучи парализованным, он интенсивно работал до последней минуты, откликаясь на зовы современности. Круглов В. Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 17.

Подробнее

Кустодиев иллюстрировал детские книги о Ленине («Детям о Ленине», «Ленин и юные ленинцы»), оформлял обложки учебных книг и брошюр, проектировал дизайн почтовой бумаги с портретами вождя, пропагандистские плакаты («Смычка города с деревней», «Смычка китайского и русского рабочего», «Народности СССР раньше и теперь»), обложки и «стенки» для календарей («Рабочий с книгой у станка», «Электрификация деревни», «Рабкор и рабкорка», «Физкультура и электрификация») и многое другое. Круглов В. Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 18.

Как другие мирискусники мечтавший о воспитании искусством, исправлении нравов красотой, он теперь не только пишет картины, оформляет спектакли и книги, но и много работает непосредственно в области идеологической пропаганды — иллюстрирует книги о Ленине, делает календарные стенки, лубки, плакаты, альбомы для раскраски на тему «Труд», несшие в массы большевистские лозунги и разъяснявшие их, помогавшие утверждению новых принципов человеческих отношений в стране. Именно его, а не «ранних» мирискусников или передвижников, «бубновых валетов» или неопримитивистов индивидуальная стилистика была понятна народу и потому востребована в новой жизни. Круглов В. Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 44.


Период:

Вид искусства:

Всего: 11
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Плакат «Заемъ свободы»
Кустодиев Б. М.
Плакат «Заемъ свободы»
1917
ГРМ
Афиша выставки русского искусства
Кустодиев Б. М.
Афиша выставки русского искусства
1924
ГРМ
Аэроплан и автомобиль
Кустодиев Б. М.
Аэроплан и автомобиль
1925-1926
ГРМ
Ленинградское общество смычки города с деревней
Кустодиев Б. М.
Ленинградское общество смычки города с деревней
1925
ГРМ
Физкультура и электрификация
Кустодиев Б. М.
Физкультура и электрификация
1925-1926
ГРМ
Эскиз плаката «Город книги – деревня продукты»
Кустодиев Б. М.
Эскиз плаката «Город книги – деревня продукты»
1925
ГРМ
Эскиз плаката «Город мануфактуру – деревня хлеб»
Кустодиев Б. М.
Эскиз плаката «Город мануфактуру – деревня хлеб»
1925
ГРМ
Блоха
Кустодиев Б. М.
Блоха
1926
ГРМ
Блоха
Кустодиев Б. М.
Блоха
1926
ГРМ
Народности СССР раньше и теперь (Старый и новый быт в Средней Азии)
Кустодиев Б. М.
Народности СССР раньше и теперь (Старый и новый быт в Средней Азии)
1926
ГРМ
Подписывайтесь на 1927 год на ежедневную газету «Известия ЦИК СССР и ВЦИК»
Кустодиев Б. М.
Подписывайтесь на 1927 год на ежедневную газету «Известия ЦИК СССР и ВЦИК»
1926
ГРМ

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: