Коллекция онлайн

1869, с. Казанка Самарской губ. – 1940, Ницца, Франция

Верка

1913

  • Холст, масло. 106 х 84
  • Ж-1912

  • Пост. в 1920 из собрания А. А. Коровина, Петроград


В канун ХХ века, будучи учеником Академии, Малявин открыл отечественному искусству новый тип русской крестьянки: гордой, величавой, дерзко независимой. Его героинями стали жительницы рязанских деревень в их ярких, затканных пестрым узорочьем одеждах. Портрет Верки мало похож на изображения ее землячек, являя еще один тип человеческого характера. Замкнутая, оторопело позирующая, с широко открытыми глазами, с фигурой, скрытой в цветастой одежде, она похожа на ожившего идола и трогательна в своей робости и смущении. Вместе с тем в героине ощутимы цельность, внутренняя сила и чувство собственного достоинства. Картина строится на контрасте уравновешенного спокойствия (в характере человека, его позе) и импульсивности (вибрация цвета и света в одежде модели), на противопоставлении тщательно выписанного загорелого бронзовокоричневого лица, статичной позы – мареву золотисто-зеленого фона, мерцанию красных, синих и зеленых тонов платья и платка. Ясная композиция, четкий силуэт фигуры, низкий горизонт, крепко и темпераментно наложенный мазок монументализируют образ. (В. К.).

Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 109.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: