Коллекция онлайн

1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда

«Иди за мною, Сатано»

Эскиз к одноименной картине (1901–1903, не сохранилась). 1895 (?)

  • Холст, масло. 46 x 62
  • Ж-2779

  • Пост. в 1918 из собрания Н. Д. Ермакова, Петроград


Эскиз к одноименной картине (1903), находившейся в Харьковском художественном музее и погибшей во время второй мировой войны. Это – самое значительное из ряда произведений 1890 – начала 1900-х годов, которые художник посвятил теме искушения Христа. Он не был доволен ни уже готовой картиной, в 1900 году погибшей при пожаре в здании ИАХ, ни ее вариантом, над которым работал в 1901–1903 годах. Причины неудач мастера заложены в самом методе реализма с его упором на „жизнеподобие“. Образное решение эскиза пригрезилось художнику в счастливую минуту духовного просветления. Есть высокая атмосфера мистики и сокровенности в созданной им мучительной сцене искушения. Мрачно таинственна фигура дьявола, кажется, каждое мгновение претерпевающая неожиданные метаморфозы, обретая то образ птицы, то – дракона, то – женщины, то – стража с огненным мечом. Это рождает мысли об изощренности сил зла, о бесконечной повторяемости ситуации выбора, о необходимости постоянного подтверждения духовной стойкости. Владимир Круглов //  Иисус Христос. СПб, 2000. С. 122.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Картина религиозного содержания «Иди за мною, Сатано» (1901–1903, находилась в Харьковском художественном музее) погибла в годы Великой Отечественной войны. Получить представление о ней можно благодаря сохранившимся в Русском музее одноименным эскизам 1891 (?) и 1895 (?) годов.

На фоне ирреального пейзажа с кроваво-желтым закатом и дымящейся землей возникает дьявольский образ, принимающий облик архангела с раскаленным мечом, дракона, женщины, птицы. Рядом с меняющимся существом непоколебимо стойко высится фигура Христа. Ощущение мистического видения усиливается необычайной экспрессией изобразительного языка. Своеобразие техники живописи и символистская трактовка темы искушения в эскизах 1890-х годов предвосхищали художественные приемы Репина и его современников начала XX века. В этих работах, может быть, впервые так открыто художник выражал драматизм внутренней борьбы в поисках истины и отстаивании высоких моральных идеалов.

В конце жизни подобные поиски вновь приводят Репина к созданию картин на евангельские сюжеты, которые, по словам живописца, «обуревали» его. Страдание Христа понималось пожилым мастером как высочайший пример духовного подвига человека.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: