Коллекция онлайн

1826, Феодосия – 1905, Санкт-Петербург

Вид на Неву и Петровскую набережную с домиком Петра I

1859


В творчестве Лагорио, мастера морского пейзажа, активно звучала петербургская тема. Живя в Петербурге, он постоянно обращался к ней и выработал собственный тип композиции – панорамный вид архитектурных ансамблей города со стороны Невы. В картине „Вид на Неву и Петровскую набережную с домиком Петра I" художник создает лирический образ окутанного тучами города. Изображение людей и лодок на первом плане, подчеркивая живое течение городской жизни, придает пейзажу жанровый опенок. Екатерина Шилова // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 66.

Для живописи Лагорио конца 1850-х—1860-х характерен интерес к ярким эффектам солнечного освещения, но уже в отдельных работах этого периода, как и в рассматриваемом пейзаже, художник обращается к переходным состояниям природы. Несмотря на изменение палитры его пейзажи, созданные "мягкой, бархатной кистью", наполнены нежной одухотворенной поэзией, в которых полноправное место занимают все детали природы, создавая сложную гармонию. Эти особенности творческого почерка художника заметны в изображении им широкой панорамы Невы в районе нынешней Петровской набережной. Художник создал своеобразный историко-живописный документ города на Неве 1860-х годов.

Справа от центра мы видим сквер, окружающий домик Петра I — старейшее строение города, построенное в мае 1703 года. За ним видны купола не сохранившейся до настоящего времени первой церкви Санкт-Петербурга — Троице-Петровского собора (или Петровской церкви Святой Троицы), в обустройстве которой Петр лично принимал участие, где проходили все торжественные государственные богослужения, в том числе службы в честь таких событий, как Полтавская победа и Ништадтский мир, а также где Петр получил титул императора.

Практически в центре полотна возвышается над Петропавловской крепостью шпиль Собора во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, возведенный под руководством Доменико Трезини в 1712—1733 годах. Слева от крепости видна Стрелка Васильевского острова с Ростральными колоннами и зданием Биржи. Вдали видны купола Исаакиевского собора, официально названного в честь преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I (император родился в день памяти этого святого). Как раз за год до написания пейзажа по проекту архитектора Огюста Монферрана было завершено строительство этого крупнейшего православного храма Петербурга. В середине XIX века в районе современного Троицкого моста Неву пересекал самый длинный плашкоутный мост, имевший плавучие опоры-понтоны.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: