Портрет А. Г. Рубинштейна
1887
- Период Вторая половина XIX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Через всю свою жизнь Репин пронес глубокую любовь к музыке. Яркие впечатления от частых встреч с лучшими композиторами и музыкальными деятелями нашли непосредственное отражение во многих его портретах. Среди них — один из самых динамичных по композиции — портрет Антона Григорьевича Рубинштейна (1829–1894), выдающегося пианиста, композитора, основателя и директора Петербургской консерватории, концертировавшего в странах Западной Европы и в США. «Интересная голова, на льва похожа»,— писал Репин о нем В. В. Стасову, известному художественному музыкальному критику, с которым художник множество раз слушал концерты под управлением Рубинштейна. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 182.
Рубинштейн Антон Григорьевич (1829-1894), русский композитор, пианист и дирижер. Много концертировал за границей. Зимой 1849 года, благодаря покровительству Великой княгини Елены Павловны (хозяйки Михайловского дворца), обосновался в Санкт-Петербурге. Занимался дирижированием и композицией, выступал как пианист при дворе, имея большой успех у членов императорской семьи и лично у императора Николая I.
В 1854 году Рубинштейн предпринимает новое концертное путешествие по Европе, имея огромный успех, зиму 1856—1857 проводит в Ницце, где у него возникают мысли о развитии музыкального образования в России. Вернувшись в Петербург, вновь при поддержке Елены Павловны в 1859 добивается учреждения Русского Музыкального общества, в концертах которого сам выступает как дирижёр. Вскоре при Обществе были открыты музыкальные классы, в 1862 превращённые в первую российскую консерваторию. Рубинштейн стал первым её директором и профессором по классу фортепиано. Автор опер «Дмитрий Донской», «Месть» («Хаджи-Абрек»), «Сибирские охотники», «Фомка-дурачок», «Демон», концертов, романсов.