Коллекция Государственного Русского музея

1832, Елабуга – 1898, Санкт-Петербург

Травки

1892


В 1890-е годы были организованы две выставки работ художника. На выставке 1893 г. демонстрировались этюды, сделанные лишь в течение последних летних и осенних месяцев. Они свидетельствовали о многообразии замыслов, об исключительной зоркости глаза художника, не только оставшегося на том высоком уровне мастерства, которого он уже давно достиг, но и продолжавшего совершенствоваться в непрестанном изучении натуры. Вместе с тем они свидетельствовали о том, сколь принципиально важной была для Шишкина эта область художественной деятельности. Живописное мастерство художника проявлялось, прежде всего, в процессе прямого общения с природой. Не случайно друзья Шишкина, художники-передвижники, находили его этюды не менее интересными, чем картины, а подчас даже более свежими и колоритными. Все его этюды лучшей поры творчества отличаются обостренным чувством формы и фактуры предмета при сохранении строгого, реалистически точного рисунка.

Восхищение природой у Шишкина с годами не притуплялось. Поэтому так художественно совершенны все его этюды и самых поздних лет, будь то укромный уголок природы или законченная пейзажная композиция. Маленький этюд „Травки“ (1892) пленяет тонкостью и изяществом, бережно-любовным воспроизведением мельчайших растительных форм.

Ирина Шувалова. «Что может быть лучше природы!» // Иван Шишкин из собраний Русского музея и Третьяковской галереи. СПб, 2008. С. 18.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: