Коллекция онлайн

1848, село Лопиял Вятской губернии – 1926, Москва

Баян

1910


Завершением былинно–эпической темы в творчестве Васнецова стало крупноформатное полотно «Баян» (1910), представляющее собирательный художественный образ богатырской дружины, слушающей печальную песнь гусляра. С. В. Кривонденченков. Аннотация к выставке «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения». 2025.

Одноименный эскиз (1880) — МЗ «Абрамцево». Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения. СПб, 2024. С. 139.

Картина Васнецова «Баян»*, не связанная сюжетно с русским героическим эпосом, имеет к нему прямое отношение. В центре внимания художника снова духовная связь певца со слушателями, но теперь эта тема раскрывается на материале русской старины и составляет с картинами на былинные сюжеты как бы одну сюиту. Одновременно с работой над былинной тематикой Васнецова осваивал тематику сказочную. В. Г. Смолицкий. В. М. Васнецов и фольклор // Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения. СПб, 2024. С. 109-111.

* Имя певца Баяна позаимствовано из «Слова о полку Игореве».

«Баян» — одно из последних значительных произведений художника, завершающее былинную тему в его творчестве. Первый эскиз картины был сделан в 1880 году, но работа над ней была отложена из-за того, что художник в это время писал «Богатырей». Баян — имя певца из «Слова о полку Игореве», однако художник не связывает своего героя с персонажем конкретного произведения и создает собирательный образ былинного певца. В картине звучит тема единения певца и дружины, их духовной связи. Обобщенность образов соответствует монументальности и строгой лапидарности композиции. Решение пейзажа носит эпический характер. Панорамность широких российских просторов воспринимается как собирательный образ родной природы и звучит символически.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: