Коллекция онлайн

1848, Красноярск – 1916, Москва

Человек с больной рукой

1913

  • Холст, масло. 68,5 х 53
  • Ж-4240

  • Пост. в 1928 от О. В. Кончаловской, дочери художника, Москва


Портрет человека с больной рукой был в творчестве Сурикова новым по своей образной концепции. На мерцающем зеленоватом фоне контрастно смотрится землистое лицо с глубоко запавшими глазами. Его формы прорисованы резким, почти черным контуром и пластически проработаны холодными лилово-зеленоватыми мазками. Серые по тону тени усиливают моделировку. Черная повязка, коричневая перчатка на больной руке — выразительные аксессуары, дополняющие рассказ о человеке. Черты нового в произведении сразу уловил Д. Н. Кардовский: «Суриков написал портрет "Человек с больной рукой". Что-то сезанновское сидит в этом портрете, незаурядное». Яркий психологический образ неизвестного человека получился особенно правдивым и благодаря тому, что состояние модели было прочувствовано самим художником. В 1913 году у него болела рука, часты были сердечные приступы, порождавшие мучительное сознание невозможности по-прежнему в полную силу работать над полотнами большого формата. Портрет экспонировался на выставке Союза русских художников в 1914 году, имел множество отзывов в печати. Один из критиков писал: «"Человек с больной рукой“ <…> прекрасен своей одухотворенностью. Утомленное, вероятно, скорбями и болезнями лицо, с печальными полуугасшими глазами светится внутренней жизнью». // Валентина Князева. Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 106.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: