- Главная
- Онлайн ресурсы
- Коллекция
- Справочные материалы
- Периоды
- Первая половина XX века
Первая половина XX века
Медиатека
Лекция ведущего научного сотрудника Русского музея Ольги Алексеевны Кривдиной посвящена важным процессам и изменениям, которые произошли в деятельности скульптурного класса Академии художеств в ХХ веке.
Виртуальный тур по выставке, которая проходила в Корпусе Бенуа с 12 ноября 2020 по 10 мая 2021 года
Виртуальный тур по выставке, которая проходила в Корпусе Бенуа с 30 апреля 2020 по 10 мая 2021 года
В лекции из цикла «Новейшие течения в выставках. Как они создаются?» речь идёт о том, как связаны мода и искусство, как историческое развитие костюма соотносится с культурным контекстом эпохи и как создать необычную концепцию для выставки, посвященной моде и стилю.
Основой для данной лекции послужили материалы выставки «Реализм: вчера и сегодня. Искусство и правда», которая проходила в филиале Русского музея в испанском городе Малага и представила историю русского реалистического искусства начиная с XVIII века.
Автор лекции, Ольга Кленова, ведущий художник-реставратор Русского музея, рассказывает о работе по восстановлению известнейшего произведения из музейного собрания — картины Михаила Нестерова «Святая Русь» (1905).
Вторая лекция научных сотрудников отдела народного искусства Русского музея посвящена экспозиции народного искусства и некоторым представленным на ней произведениям.
Первая лекция научных сотрудников отдела народного искусства Русского музея посвящена особенностям экспозиции народного искусства и некоторым представленным на ней произведениям.
Лекция искусствоведа Русского музея Светланы Владимировны Бирюковой построена на произведениях XIX-ХХ веков из коллекции Русского музея, а также на работах современных бурятских художников, таких как Зорикто Доржиев и Даши Намдаков.
Экскурсия к выставке «ХУДОЖНИКИ И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ - РУССКОМУ МУЗЕЮ. ДАРЫ. ИЗБРАННОЕ (1895-2019)»
Экскурсия к выставке "ХУДОЖНИКИ И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ - РУССКОМУ МУЗЕЮ. ДАРЫ. ИЗБРАННОЕ (1895-2019)"
Экскурсия к выставке "ХУДОЖНИКИ И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ - РУССКОМУ МУЗЕЮ. ДАРЫ. ИЗБРАННОЕ (1895-2019)"
Экскурсия посвящена русскому художнику и теоретику изобразительного искусства, стоявшему у истоков абстракционизма - Василию Кандинскому.
Экскурсия к выставке «ХУДОЖНИКИ И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ - РУССКОМУ МУЗЕЮ. ДАРЫ. ИЗБРАННОЕ (1895-2019)»
Экскурсия по экспозиции Русского музея посвящена двум выдающимся художникам-авангардистам, которых связывали творческие и личные отношения.
Лекция посвящена истории объединения и программным текстам, написанным участниками общества «Союз молодежи», а также основным работам художников.
Лекция посвящена героическому прошлому работников садов Русского музея во время Великой Отечественной войны.
Лекция, посвященная проблеме света в искусстве, входит в авторский цикл Светланы Бирюковой - искусствоведа, заведующей отделом "Центр мультимедиа Русского музея".
Лекция является частью цикла, подготовленного к открытию выставки «Платки и шали в России XVIII-XXI веков из собрания Русского музея».
В данной лекции о конструктивизме Александр Кибасов рассказывает о том, как конструктивизм повлиял на «традиционные» виды искусства, в том числе и на фигуративную живопись.
В очередной лекции из цикла о конструктивизме Александр Кибасов рассказывает о том, как конструктивисты представляли себе кино.
Лекция Александра Кибасова посвящена конструктивизму - яркому проявлению русского искусства начала XX века.
Виртуальный тур по выставке, которая проходила в филиале Русского музея в г. Малага (Испания) с 10 февраля 2018 по 3 февраля 2019 года.
Виртуальный тур по выставке, которая проходила в филиале Русского музея в г. Малага (Испания) с 15 сентября 2018 по 3 февраля 2019 года
Виртуальный тур по выставке, которая проходила в филиале Русского музея в г. Малага (Испания) с 15 сентября 2018 по 3 февраля 2019 года
Данная лекция из цикла, который знакомит зрителей с выставкой «Платки и шали в России XVIII-XXI веков из собрания Русского музея», посвящена технологическим особенностям отечественного текстильного производства.
В своей авторской лекции главный научный сотрудник Русского музея Алексей Курбановский рассказывает о живописных и философских контекстах времени, о радикализме и экспериментах Казимира Малевича.
Лекция ведущего научного сотрудника отдела скульптуры Русского музея О.А. Кривдиной посвящена первому этапу в истории становления скульптурного класса в Академии художеств и охватывает период со второй половины XVIII до начала XIX веков.
В своей лекции Алексей Алексеевич Курбановский, доктор философских наук, искусствовед, главный научный сотрудник Русского музея, рассматривает так называемый биосоциальный проект революции.
Лекция Светланы Владимировны Бирюковой, заведующей отделом Центр мультимедиа Русского музея, посвящена роли света в русском искусстве. Она была прочитана для педагогов и родителей, занимающихся с детьми по игровой компьютерной программе «Светлячки».
Лекция Натальи Михайловны Козыревой, заведующего отделом рисунка и акварели Русского музея, посвящена графическому наследию Петрова-Водкина, которое было представлено на выставке "Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. К 140-летию со дня рождения" в Русском музее в 2018 году.
Лекция даёт возможность познакомиться с экспонатами выставки «Платки и шали в России XVIII-XXI веков из собрания Русского музея», которая проходила в Русском музее в конце 2018 - начале 2019 годов.
Фильм создан к выставке «Спорт в советском фарфоре, графике, скульптуре», которая проходила в Русском музее в 2018 году.
Виртуальный тур по выставке, которая проходила в Русском музее с 14 сентября по 20 ноября 2017 года.
Виртуальный тур по выставке, которая проходила в Русском музее с 24 мая по 20 августа 2018 года.
Лекция из авторского цикла "Искусство революции и революции в искусстве" посвящена периоду, когда революция стала ключевой темой в искусстве и создаётся мифопоэтический образ революции.
Данная лекция кандидата искусствоведения, сотрудника Государственного Эрмитажа Светланы Сергеевны Ершовой из авторского цикла "Искусство революции и революции в искусстве" посвящена русскому изобразительному искусству начала XX века - периоду, когда идеи революционных преобразований пронизывали все сферы человеческой деятельности.
Личность Петра долгие годы вдохновляла художников на создание монументальных памятников искусства. Со многими из них, украшающими города России и Европы, можно познакомиться в интерактивной программе «100 памятников Петру I». Программа подготовлена к временной выставке Русского музея «Петр Первый. Время и окружение», проходившей в 2015-2016 годах в рамках проекта «Сага о династии».
Фильм посвящен двум известным произведениям из собрания Русского музея, картинам Б.М.Кустодиева «Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Демонстрация на площади Урицкого» (1921) и В.В.Купцова «АНТ-20 «Максим Горький» (1934).
Диск содержит мультимедийные ресурсы участников конкурса «Спорт в русском изобразительном искусстве», который проводился в 2013 году среди посетителей и руководителей информационно-образовательных центров "Русский музей: виртуальный филиал" и был приурочен к Олимпиаде в Сочи-2014. Мультимедийные интерактивные программы, фильмы и презентации созданы школьниками, студентами и сотрудниками виртуальных филиалов Русского музея из Барнаула, Всеволожска, Екатеринбурга, Кохтла-Ярве (Эстония), Красноярска, Нижнего Новгорода, Нижнего Тагила, Петрозаводска, Тамбова, Твери, Орши (Беларусь), Санкт-Петербурга, Соснового Бора и Сыктывкара.
Мультимедийная программа объединяет около 500 произведений русских художников, работавших в Италии и итальянских мастеров, оставивших свой след в русском искусстве, в том числе внесших значительный вклад в архитектурный облик дворцов Русского музея.
Творчеству Степана Эрьзи в контексте путей развития русской художественной культуры начала XX века, внутренним структурным диалогам с крупнейшими мастерами, такими как А.С.Голубкина и А.Т.Матвеев, С.Т.Коненков и Б.Д.Королев, В.И.Мухина и В.В.Исаева, посвящена видеопрезентация.
Программа объединила около 1000 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и монументального искусства, а также карикатуры из коллекции Русского музея и собраний 60 художественных музеев России.
Программа подготовлена отделом народного искусства и представляет собой большой каталог произведений народного искустсва и электронный путеводитель по выставочным залам народного искусства в Русском музее.
Русская бытовая живопись поражает своей широтой, с которой в ней охвачены наиболее существенные стороны тогдашней действительности. Одно из первых мест занимает в ней русская деревня. Бытовой жанр показывает зрителю не только тягости крестьянской жизни, но и очарование повседневности. В фильме В.А. Гусева речь пойдет о картинах таких художников как А.Г.Венецианов, Г.В.Сорока, К.Е.Маковский, А.П.Рябушкин и других.
Данная программа подготовлена к одноименной выставке, на которой были представлены около 200 произведений из собрания Русского музея: живописи, графики и декоративно- прикладного искусства 1910-1970-х годов, связанных с индустриальной темой. Значительная часть работ экспонировалось впервые.
Фильм посвящен четырем выставкам, прошедшим в Русском музее в 2010 году. На выставке «Небо» демонстрировались работы (от иконы до современного искусства), так или иначе связанные с «небесной» тематикой; «Гимн труду» - полотна представителей соцреализма и авангарда. В рамках выставки «Смолянки» Д Дмитрия Левицкого зрители впервые после масштабной реставрации увидели портреты учениц Смольного института, а выставка «Из русской жизни XVIII - начала XX века» познакомила с развитием бытового жанра в произведениях графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства из собрания Русского музея.
В 1994 году известные немецкие собиратели Петер и Ирене Людвиг подарили Русскому музею коллекцию произведений художников второй половины ХХ века.
Этот фильм посвящен постоянной экспозиции Мраморного дворца ‒ Музею Людвига ‒ единственной музейной экспозиции в России, где можно видеть классические произведения мирового современного искусства с послевоенного времени до начала XXI столетия.
Фильм посвящен ключевым моментам творческой жизни Владимира Татлина, художника, который в своем творчестве отразил все изменения общественной жизни новой послереволюционной России. Татлин стремился создавать социально-государственные проекты, полезные современному человеку, но не лишенные художественной идеологии конструктивизма.
Программа демонстрирует новые возможности экспонирования скульптуры в специальном открытом хранилище – уникальный на сегодняшний день проект Русского музея, где зрители, пользуясь программой, самостоятельно выбирают экспонаты хранилища – скульптуру XX в.
Программа рассказывает о путях развития русского авангарда от неопримитивизма к абстракции. Создана специально в помощь лекторам и студентам, всем желающим самостоятельно и глубоко изучать русское искусство.
Крупной фигурой в кругу московских собирателей середины XIX века был русский меценат, коллекционер и общественный деятель Василий Александрович Кокорев. Он, как и Третьяков, Мамонтов, Морозов, сыграл огромную роль в истории русского изобразительного искусства.
Фильм снят на выставке "Неоклассицизм в России", посвященной стилевому течению в русском искусстве начала ХХ века.
Фильм рассказывает о выставке «Картина. Стиль. Мода», раскрывающей тему проявления стиля и моды в произведениях изобразительного искусства.
Мультимедийная программа является первым проектом выявления в фондах Русского музея и презентации произведений художников XVIII-XIX веков, связанных с национальной художественной школой Эстонской Республики. Целью программы является включение в культурный обиход произведений художников Эстонии, которые обучались в Петербургской Академии художеств и совмещали свою работу в Петербурге с жизнью на родине.
Программа создана на основе коллекции музеев, входящих в состав музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» и включает более 200 изображений.
Программа посвящена творчеству выдающегося татарского художника, основоположника татарского изобразительного искусства XX века. Музей изобразительных искусств Республики Татарстан обладает самой крупной коллекцией его художественного наследия.
Мультимедийный фильм «Техника рисунка» создан к выставке «Рисунок и акварель в России. XX век». В фильме рассказывается о различных видах рисунка — рисунке графитным карандашом, углем, цветными карандашами, сепией, сангиной. Помимо «сухих» техник программа рассказывает и о «водяных» — рисунке тушью, ламповой копотью и черной акварелью, а также об акварели — технике, наиболее близкой к живописи.
В мультимедийном фильме представлены основные этапы формирования коллекции Русского музея в ХХ веке.
Фильм повествует об истории появления в 1915 году "Черного квадрата" К.С.Малевича, созданного автором как утверждение нового мировоззрения, нового супрематического мира. Владимир Гусев рассказывает об уникальной выставке "Приключения "Черного квадрата".
Фильм о двух представителях русского авангарда: Вере Ермолаевой – мастере живописи и графики, и Николае Суетине – супрематисте, ученике и сподвижнике Казимира Малевича.
В фильме рассказывается об истории Тверского императорского путевого дворца.
Интерактивная программа разработана к одноименной выставке, посвящена истории основной денежной единице России. Электронный каталог включает монеты и казначейские билеты, находившиеся в обращении в период с 1704 по 1991 годы (всего около 30 изображений), краткие исторические справки. Данная программа позволяет увеличить рассмотреть в деталях лицевую и оборотную стороны монеты (аверс и реверс) в интерактивном и автоматическом режиме.
Для выставки «Венера Советская» создан одноименный мультимедийный фильм, являющийся своеобразным введением в иконографические традиции воплощения образа Венеры.
Футуристическая опера «Победа над солнцем» была написана композитором М. Матюшиным и сценаристом А. Крученых. Художником постановки явился К. Малевич. Зрители впервые познакомились с оперой в 1913 году в театре «Летний фарс» Луна-Парка в Санкт-Петербурге.
Программа посвящена одному из самых знаковых произведений XX века — «Черному квадрату» Казимира Малевича.
Масштабная экспозиция выставки «Времена года» охватывает основные этапы развития русского пейзажа. Зима, весна, лето, осень в творчестве известных русских живописцев XIX -XX веков — Сильвестра Щедрина, Михаила Лебедева, Александра Иванова, Архипа Куинджи, Василия Поленова, Ивана Шишкина и других.
В этом фильме директор Русского музея В.А.Гусев рассказывает зрителям о трех выставках Русского музея, которые музей открыл в 2007 году: «Времена года» (корпус Бенуа), «Врубель. К 150-летию со дня рождения» (корпус Бенуа) и «Гербарий любви» (Михайловский замок).
В этом фильме Филонов предстает перед зрителем не только как художник, но и как человек, который искренне, по-своему, как любой гений, любил свою жену. Их брак можно назвать возрастным мезальянсом: ей было шестьдесят два года, ему сорок три. Филонов был безумно влюблен в свою жену. Он писал ей удивительные и нежные письма, посвящал ей страницы своего дневника, который теперь хранится в фондах Русского музея.
Фильм рассказывает о счастливых историях возвращения в коллекцию Русского музея нескольких произведений искусства: «Портрета П.В.Басина» работы Ореста Кипренского, «Портрета великой княгини Александры Павловны» художника Федора Богневского, «Зимний пейзаж» Ивана Ендогурова и «Дети, выпустившие птичку» кисти неизвестного художника круга Венецианова.
В фильме рассказывается о коллекции искусства Русского музея XX века, которая позволила «реконструировать» в рамках выставки «Время перемен» атмосферу художественной жизни СССР эпохи 1960 -80-х годов XX века – эпоху великого противостояния двух миров в советском искусстве.
В этом фильме директор Русского музея В.А.Гусев вновь обращается к долгосрочной программе Русского музея «Россия», которая дает возможность зрителям, передвигаясь из города в город, из музея в музей открывать для себя все новые и новые истории жизни и творчества иногда удивительно знакомых нам художников, а зачастую многое увидеть и узнать впервые.
Зрители побывают на Волге, где И.Репин написал своих знаменитых «Бурлаков на Волге», в Перми в художественной галерее деревянной скульптуры, а также в Саратове, где жил и работал В.Борисов-Мусатов.
Выставка «Коллаж в России. XX век» - масштабный экспериментальный проект, впервые осуществленный в стенах Русского музея, продолжающий исследование основных направлений в изобразительном искусстве прошлого столетия.
Фильм снят по материалам одноименной выставки Русского музея, посвященной аналитическому искусству Павла Филонова. Зрителей ждет рассказ директора Русского музея В.А.Гусева о непростых обстоятельствах жизни Филонова и о главных постулатах его творчества.
Программа включает произведения живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства художников Якутии, посвященные эпосу «ОЛОНХО».
Программа о русском художнике Павле Мансурове, более 50 лет прожившем во Франции, содержит около 100 изображений, включая документальные фотографии и репродукции работ.
Каслинское литье ‒ техника изготовления скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства из чугуна, а также название народного промысла, существующего в городе Касли Челябинской области с середины XVIII века. Программа знакомит с произведениями из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств, выполненными в этой уникальной технике, в том числе рассказывается о чугунном павильоне, созданном уральскими мастерами для Всемирной выставки в Париже в 1900 году.
Фильм рассказывает зрителям о новейших течениях в изобразительном искусстве. Термин "новейшее" искусство надо понимать не в хронологическом, а в концептуальном смысле. В богатых фондах Русского музея хранятся не только шедевры, отобранные временем, но и произведения, которые очень вероятно станут классикой завтра. Зрители познакомятся и с процессом формирования фонда новейших течений в искусстве, и с работами современных художников, составляющих его сегодня.
В фильме директор Русского музея рассказывает об открытом фонде скульптуры конца XIX - начала XX веков, о спектакле "Петербург Андрея Белого" в постановке А.Могучего во дворе Михайловского замка, о реставрации Строгановского дворца, открытии виртуального филиала в Московском государственном университете и выставке Русского музея "Крестьянский мир в русском искусстве" в Государственном историческом музее.
Этот фильм посвящен 110 годовщине со дня основания Русского музея. Фильм рассказывает о тех событиях, которые произошли в жизни Русского музея накануне юбилея.
Третий фильм, посвященный выставкам Русского музея "Дорога" и "Религиозный Петербург", знакомит с произведениями живописи и графики из коллекции Русского музея, а также с потаенным уголком Михайловского дворца ‒ церковью Архангела Михаила. В фильме также рассказывается об утраченных храмах Петербурга, о символическом и метафорическом смысле дороги в произведениях русского искусства.
В 1941 году, в начале войны, художественная коллекция Государственного Русского музея была эвакуирована в город Пермь (тогда - Молотов). Здесь, в стенах Спасо-Преображенского собора, был открыт филиал Русского музея.
В канун 60 годовщины Победы в Великой Отечественной войне вся страна готовилась к празднику. И Русский музей не исключение. Здесь была представлена выставка "Путь к Победе". На ней были показаны произведения живописи, графики, скульптуры, созданные в период с 1941 по 1945 год.
Марк Шагал (1887-1985) - выдающийся художник XX века. Сегодня невозможно представить себе историю российской и мировой культуры без имени и творчества Марка Шагала. В этом фильме Русский музей представит грандиозную выставку Марка Шагала, которая охватывает два периода творчества художника российского и зарубежного на протяжении семи десятилетий его деятельности.
В программе представлены живопись, рисунки и гравюры, плакаты и скульптуры, созданные художниками в блокадном Ленинграде, в готовой к обороне Москве, на фронте, в тылу.
Фильм посвящен уникальному эксперименту русского авангарда 1920-х годов – «Памятнику III Интернационала» и конструкции «Летатлин» В.Е.Татлина. Воспроизводятся реконструкции этих работ художника.
Фильм рассказывает о городе, каким он предстает в реальности, а также в многочисленных произведениях изобразительного искусства из фондов Русского музея
Фильм посвящен истории создания и коллекциям Самарского областного художественного музея – одного из старейших отечественных художественных собраний.
Фильм посвящен художникам, входившим в творческие объединения 1910-1916 годов "Бубновый валет", "Ослиный хвост" и "Мишень". Молодые авангардисты, участвовавшие в выставках этих объединений, противопоставляли свое творчество творчеству художников-символистов.
Фильм на основе четырех шедевров коллекции Русского музея рассказывает о художественных связях между искусством разных эпох – древнерусским и началом XX века.
Программа включает произведения художников из собраний двух музеев – Государственного Русского музея и Музея изобразительных искусств Республики Карелия, посвященных карело-финскому эпосу «Калевала». Содержит аннотации к работам, биографии художников.
Главное в портрете любого города - люди. Петербуржцы - народ особый. Они сумели сохранить для своего города "петербургский стиль" и в жизни, и в живописи.
В этом фильме директор Русского музея В.А.Гусев рассказывает об идее создания проекта «Русский музей: виртуальный филиал», а также проведет экскурсию для зрителей передачи по заснеженному Летнему саду.
В ночь с 11 на 12 марта 1801 года в Михайловском (Инженерном) замке был убит император Павел I. Фильм посвящен этому трагическому событию, окутанному небывалым количеством тайн.
Первый фильм из цикла передач, посвященных трехсотлетию Санкт-Петербурга. В этом фильме представлен один необычный день из жизни Русского музея. Зрителя ждет увлекательный рассказ директора Русского музея В.А.Гусева про историю появления Летнего сада в составе комплекса Русского музея, а также про экспонаты выставки «Санкт-Петербург. Портрет города и горожан».
Фильм снят по материалам и на основе выставки Русского музея «Я Петербург люблю...», которая прошла в 2003 году в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве и была приурочена к 300-летию Санкт-Петербурга. В самой идее выставки нашли отражения ключевые антагонизмы русской культуры: "Москва-Петербург", "Россия-Запад".
Потери, перенесенные нашей страной и нашим народом, в годы Великой Отечественной войны, поистине неисчислимы. Но собрание Русского музея практически не пострадало - не погиб и даже не подвергся порче ни один экспонат. Это стало возможным только благодаря героическому труду музейных сотрудников, которые спасали, эвакуировали и всеми силами сохраняли художественные ценности. Коллекция музея продолжала пополняться и в годы войны. Принимал Русский музей на хранение наиболее ценные произведения художников, оставшихся жить и работать в блокадном Ленинграде.
Павел Николаевич Филонов (1882-1941) - живописец, график. Его картинам было суждено долгое насильственное забвение, затем выход из небытия и признание, но все равно Филонов остается самым загадочным и самым непостижимым из мастеров русского авангарда, одинокой и трагической фигурой в искусстве ХХ века.
Программа включает более 400 полноэкранных репродукций произведений живописи и графики из собрания Государственного Русского музея, которые представляют собой собирательный образ Санкт-Петербурга в различные исторические эпохи
Продолжение рассказа о способах воплощения художественного изображения в объеме. Фильм рассказывает о том, из каких материалов художники изготавливают скульптурные изображения (гипс, дерево, бронза, мрамор, глина)...
Продолжение рассказа об истории портрета, начатого в фильме 1. Зрителя знакомят с историей русского портрета с середины XIX века, его особенностями, с эпохой передвижников, портретом конца XIX века, начала XX века, портретами первых десятилетий советской власти, а также портретами тоталитарной эпохи 60-х годов.
Фильм знакомит с ярким, богатым миром русского народного творчества, произведениями неизвестных народных мастеров: архитектурой русской деревни, убранством крестьянской избы, предметами быта, костюмом, игрушкой, деревянной скульптурой.
Выставка в Русском музее стала своеобразным возвращением на родину всемирно известных мастеров русского искусства - художников-эмигрантов Натальи Гончаровой и Льва Бакста.
В программе вниманию зрителя представлено более 400 произведений из собрания Русского музея, исполненных в различных стилях, художественных манерах, принадлежащих к разным направлениям, но дающих наиболее полное представления о развитии жанра портрета в России в XX веке.
В начале XX века Россия была лидером культурной и художественной жизни Европы, в том числе и в изобразительном искусстве. Но многие художники оказались ненужными родине. Волна эмиграции уносила из России зачастую самое лучшее, яркое, талантливое. Русский музей пытается восполнить эту историческую несправедливость, открывая выставки произведений многих выдающихся русских мастеров, творчество которых стало достоянием Европы и мира, и возвращая их имена России.
Экспозиция работ Владимира Баранова-Россинэ в Русском музее - подлинное возвращение из долгой эмиграции одного из известнейших мастеров русского авангарда, последняя выставка произведений которого в России состоялась в 1917 году в Петрограде.
В программе представлено около 300 произведений раннего периода творчества Наталии Гончаровой. В ней содержится подробная хроника жизни и творчества художницы. Электронный альбом снабжен хронологическим и алфавитным указателями произведений.
В чем притягательная сила живописного портрета, что такое портретное сходство и каким бывает портрет, - об этом и многом другом вы узнаете из этого фильма.
В 1999 году Русский музей получил поистине бесценный дар - огромную коллекцию произведений русского искусства, собранную братьями Яковом и Иосифом Ржевскими. Она представлена в Мраморном дворце полностью и постоянно, и каждая вещь в ней достойна отдельного увлекательного рассказа. Об истории замечательной петербургской семьи, о судьбе коллекционеров и их коллекции рассказывает этот фильм.
Работы Павла Филонова оказались в Русском музее благодаря его сестре, Е.Н.Глебовой, которая после смерти художника передала на временное хранение все сохранившиеся работы. К сожалению, отношение к художнику в советское время было неуважительным, художник не вписывался в советскую парадигму ни своим образом жизни, ни мышлением, ни собственным стилем в живописи. Именно неприятие Филонова способствовало краже нескольких его работ из Русского музея. О трудном возвращении в музей расскажет директор Русского музея В.А.Гусев.
Программа, подготовленная к выставке русского футуризма, содержит редкие фотографические материалы и электронный альбом произведений ведущих представителей футуризма в России. В программе представлены 200 произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства и скульптуры с подробными аннотациями.
Можно любить или не любить авангард, главное - понять его. Искусство Малевича нельзя просто смотреть - его надо читать, проникая в смысл того, что стоит за каждой его картиной. Малевич был большевиком в искусстве.
Программа знакомит пользователя с развитием импрессионизма в русском искусстве, творчеством самых разных художников и проявлением импрессионизма в отдельных произведениях. Представлены биографические сведения об авторах и аннотации о работах.
В программе представлено 140 произведений Казимира Малевича из собрания Русского музея. Программа дает возможность ознакомиться с жизнью и творчеством художника, посмотреть полноэкранные изображения его работ, сопровождаемые аннотациями, а также увидеть уникальные кадры кинохроники 1923 года, запечатлевшей Казимира Малевича.
Программа представляет более 250 произведений искусства, раскрывающих одну из самых постоянных страстей человека - страсть к игре в самых разных её проявлениях.
Фильм рассказывает об уникальном взаимодействии ведущих художников русского авангарда, о той живительной силе, которую дала мастерам русская революция 1917 года, и о причинах, приведших к краху русского "эксперимента".
Фильм рассказывает о сложном пути становления мастера и истоках его творчества, о взаимодействии с древнерусской художественной традицией и создании уникального творческого метода К.С.Малевича - родоначальника одного из ведущих авангардных направлений в искусстве XX века - "супрематизма".
Программа посвящена столетней истории Русского музея, начиная с его открытия в 1898 году. Включает статьи о художниках и произведениях, зданиях и музейных событиях, исторические справки и фотографии.
Прошедшие лекции и мероприятия в мультимедийном кинотеатре
Онлайн-лекция «Интерпретация пространства и «четвертое измерение» в произведениях мастеров авангарда»
А. А. Курбановский
09 марта 2022ШКОЛА ПЕТЕРБУРГСКОГО АВАНГАРДА. Собрание Ярославского художественного музея
Н. П. Голенкевич
15 апреля 2021Специальный эфир ко Дню снятия блокады Ленинграда
Н. М. Козырева, О. Н. Мусакова, М. Б. Стекольникова
27 января 2021Онлайн-лекция «Странное искусство» в начале ХХ века: между авангардом, философией и психиатрией»
А. Суворова
18 сентября 2020Эстетические отношения искусства Репина к действительности России ХХ столетия
А. Г. Бойко
31 октября 2019Михаил Ксенофонтович Соколов. Наследие художника в собрании Ярославского художественного музея
Н. П. Голенкевич
28 февраля 2019Лекция «Русское поле экспериментов. Био-социальный проект революции и его иконологическое обеспечение»
А. А. Курбановский
13 апреля 2018Лекция «Украшения как часть народного костюма»
М. А. Сорокина, Н. О. Крестовская, Н. И. Ковалева
06 октября 2015Лекция «Платки и шали в русском народном костюме»
М. А. Сорокина, Н. О. Крестовская, Н. И. Ковалева
20 марта 2015"Творчество А.Н. Самохвалова 1920-х – 1930-х годов: в поисках стиля эпохи"
С. С. Ершова
12 декабря 2014Другие ресурсы
Проект Arzamas
Курс "Русский авангард" - 5 лекций Андрея Сарабьянова
|
Михаил Ларионов и Наталия Гончарова. Годы в России. Лекция Андрея Сарабьянова из цикла "Путешествия русского авангарда" (Arzamas) |
|
Забытые имена русского авангарда. «Бубновый валет» и «Союз молодежи». Лекция Андрея Сарабьянова из цикла "Путешествия русского авангарда" (Arzamas) |
|
Абстракция и беспредметность в русском авангарде. Лекция Андрея Сарабьянова из цикла "Путешествия русского авангарда" (Arzamas) |
Догадки, прорывы, предвидения авангарда. Лекция Андрея Сарабьянова из цикла "Путешествия русского авангарда" (Arzamas) | |
|
Региональные школы авангарда в начале 1920-х годов. Лекция Андрея Сарабьянова из цикла "Путешествия русского авангарда" (Arzamas) |
|
Авангардисты у власти. Культурное строительство в первые послереволюционные годы |
|
"От авангарда до современности". Курс из 14 лекций Кирилла Светлякова (проект Magisteria) |
|
Азбука авангарда - спецпроект портала Культура.РФ |