Зимой
1898
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияПейзаж
- Поделиться
Лучшие пейзажи Серова написаны в Домотканове, тверском имении его друзей.
Вместе с И. И. Левитаном и К. А. Коровиным он [Серов] стоял у истоков национального лирического пейзажа рубежа XIX и XX веков. Его виды деревенской Руси, как в прозе А. П. Чехова и лирике И. А. Бунина, «очеловечены» переживаниями людей. При простоте мотивов пейзажи сложны по жанровой структуре — в них важную роль играют жанровые и анималистические элементы. Полные проникновенной поэзии «Баба в телеге» (1896, Ж-4302) и «Зимой» (1898) — высшие достижения «крестьянского Серова». <...>
В пастели «Зимой» мягкие горизонтали планов, приглушенная гамма серебристых тонов, сама спокойная манера красочной кладки передают тихую поэзию неярких просторов, умиротворенное настроение серого денька. Оно усилено полным теплоты и лиризма мотивом энергично выезжающих из-за поворота саней с «мохноногой» лошадкой. Работа является замечательным образцом виртуозного мастерства Серова. Она оказала сильнейшее воздействие на эволюцию национального пейзажа. Круглов В.Ф. Творчество Серова в зеркале коллекции Русского музея // Валентин Александрович Серов. СПб, 2005. С. 36.
Пейзаж является замечательным образцом виртуозного мастерства Серова — в том, как артистически легко переданы движение саней и мерцание нюансов серого в живописи древесины сарая и леса вдали, как написаны сугробы в поле и вытоптанный снег на дороге. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 244.
Произведение, вероятно, экспонировалось на выставке «Мир искусства» 1899 в Петербурге под названием «В деревне». Валентин Александрович Серов. СПб, 2005. С. 212.