Коллекция онлайн

13 (25) мая 1875, мыза Ендриховцы Гродненской губ. — август 1944, Прушково, близ Варшавы, Польша

Поэзия старого дворянского гнезда

1912

  • Холст, масло. 82,3 х 106,2
  • Ж-4319

  • Пост.: 1913 приобр. у автора (Москва)


В 1910-х годах, когда переживает оживление интерьерный жанр живописи, Жуковский среди русских художников был крупнейшим мастером этого жанра, «специализируясь» на мотивах усадеб. В старинных имениях Островки Милюковых, Рождествено Танеевых, Кусково Шереметевых и новых, как Брасово великого князя Михаила Александровича, мастер создал серии интерьеров-картин, запечатлевших облик каждый раз неповторимо индивидуальных пространств комнат и залов, отражающих изменчивые вкусы обитателей и прежде всего — духовный аспект бытия людей*. Таков полный движения, не лишенный чувства ностальгии о прошлом холст «Поэзия старого дворянского гнезда», написанный в тверских «Островках». Владимир Круглов. Станислав Жуковский — поэт русского пейзажа // Станислав Жуковский. СПб, 2023. С. 12.

* Об этом см: Круглов В. Ф. С. Ю. Жуковский — живописец интерьеров // Проблемы развития русского  искусства / Сборник. Вып. VI. Л., 1974. С. 65–71.

В 1910-х Жуковский, наряду с Константином Коровиным, Сергеем Виноградовым, Константином Юоном, Абрамом Архиповым, был ведущим мастером «Союза», хотя по-прежнему выставлялся и в ТПХВ. Колорит его полотен становится ярче и звучней, чем ранее, приближается к коровинскому. Художник Михаил Нестеров, регулярно посещавший в эти годы выставки СРХ, неизменно называл Жуковского среди имен тех, чьи работы «хороши»*. В 1913 году, например, он отметил показанные мастером на Х выставке 14 холстов, среди которых были «Радостный май» (1912, ГТГ) и принадлежащие ныне Русскому музею «Поэзия старого дворянского гнезда» и «Свежий снег» (Ж-2252). Владимир Круглов. Станислав Жуковский — поэт русского пейзажа // Станислав Жуковский. СПб, 2023. С. 11-12.

* Нестеров М. В. Письма. Избранное. Л., 1988. С. 242–243, 248.

 

Жуковский в равной мере известен как пейзажист и живописец интерьеров. Этот жанр вновь, после эпохи А. Г Венецианова, пережил подъем на рубеже XIX-ХХ веков.

Картина появилась в Тверском крае, где некогда работали Венецианов с учениками. Созвучная современным ей пейзажам настроения, лирике И. А. Бунина, она порождена острым ощущением «рубежности», переживанием «гибели вишневых садов». В тяге к усадебным мотивам сказались «предзакатные» настроения «конца века» и ностальгия об ушедшем, попытки противопоставить мещанской современности гармоничную красоту прошлого и стремление художественно зафиксировать то, что рушилось и исчезало на глазах. Потому воссозданный Жуковским вид старинных комнат с мебелью красного дерева и окнами в зимний пейзаж несет в себе двоякое чувство восхищения и ностальгии.

Вариант «В старом доме» 1914 года находится в Тверской областной картинной галерее.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: