Испанка на балконе
1911
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
В поисках прекрасного идеала многие художники начала ХХ века обратили свои взоры к экзотической Испании — «далекой солнечной стране, полной красивых людей». Среди них был и Головин, посетивший Испанию несколько раз, выучивший язык и прекрасно знавший ее культуру. Впечатления о стране на долгие годы стали для него источником творческого вдохновения. Знаменитый цикл «Испанки» разрабатывался Головиным на протяжении двух десятилетий. «Испанка на балконе» — одна из лучших в этом цикле. Известно, что позировала художнику вовсе не испанка, а русская работница мастерских Мариинского театра в Петербурге, где он в это время работал, — швея или вышивальщица. Имя ее не сохранилось. Работая с натуры, Головин, несомненно, сохранил индивидуальные портретные черты модели. Однако, следуя своим замыслам и ассоциациям, предпочел преобразить и трансформировать образ, представив на полотне жительницу экзотической страны. В процесс работы над произведением у Головина всегда входил тщательный выбор платья и аксессуаров. Зачастую художник сам создавал костюм, моделируя его «на живую нитку» из кусочков тканей в своей мастерской, выбирая фасон и цветовую гамму. Композиция картины «Испанка на балконе» решена в характерной для творчества художника плоскостно-декоративной манере с ярко выраженными элементами стилистики модерна. Галина Кречина // Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 99.