Коллекция онлайн

1883 (1884), Софиевка Таврической губ. - 1939, Ленинград

Серый день

1909

  • Холст, масло. 45,5 х 69,5
  • Ж-4377

  • Пост. в 1941, дар семьи Н. Н. Дубовского, Ленинград


Пейзажный жанр в творчестве Исаака Бродского, любимого ученика Репина, автора проникновенных лирических произведений, многообразен по своему характеру. Он пишет стаффажные композиции, населяя пейзаж людьми, вечерние мотивы города, аллей парков с играющими детьми, деревенские улицы. Немало в его творчестве и «безлюдных» картин, отличающихся особым левитановским лиризмом, как, например, поэтичное полотно «Серый день», созданное Бродским в 1909 году.
Написанное в сдержанной гамме приглушенно звучащих красок, оно кажется почти монохромным, ведь градации свинцово-серебристого тона, на котором построено полотно, едва уловимы. Но эта благородная сдержанность прекрасно передает состояние природы, ощущение холода серого, пасмурного дня и подчеркивает тонкость и изящество линий – характерную особенность произведений художника, отличавшую его от многих современников, увлекавшихся новомодными течениями, абсолютно не принимаемых Бродским. «Стремление к четкой прорисованности деталей, – писал он, – к выразительному рисунку … – эти отличительные качества моих работ выделяли их из общей массы … полотен, авторы которых неумеренно увлекались широтой мазка и крайностями живописной техники… Мне нравились произведения, сделанные тонко и доведенные до конца. Я любил всегда усидчивую кропотливую работу. Свой стиль – ажур – я нашел с первого же года моих занятий в академии и до сих пор придерживаюсь его и все более и более совершенствую».


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: