Коллекция онлайн

1848, село Лопиял Вятской губернии – 1926, Москва

Отечествие

Оригинал для мозаики собора Святого благоверного великого князя Александра Невского в Варшаве. 1907

  • Холст, масло. 268 х 400
  • Ж-5718

  • Пост.: 1910 из Комитета по сооружению православного собора в Варшаве (С.-Петербург)


Собор Александра Невского в Варшаве строился в 1894–1912 по проекту Л. Н. Бенуа. Предполагалось, что Васнецов будет осуществлять общее руководство художниками, но из-за затруднений, связанных с частыми поездками в Петербург, где исполнялись эскизы, он отказался от этого. Наиболее активно художник работал в Варшавском соборе с 1906 по 1911 год и создал эскизы для следующих мозаичных композиций: „Евхаристия“, „О Тебе радуется“, „Сошествие во ад“, „Отечествие“, а также местные иконы „Спасителя“ и „Божьей Матери“.

Мозаика „Отечествие“ в настоящее время находится в Свято-Покровском соборе в Барановичах (собор был разрушен во время правления Ю. Пилсудского). Работая над эскизами для мозаик варшавского собора, Васнецов считал необходимым строго следовать церковному стилю. В одном из писем он писал: „Роспись и украшение храма вообще должны быть или вполне художественны, или скромны. Пестрота же и обилие нехудожественных украшений и росписей крайне мешает всегда более стройному впечатлению Храма“. Екатерина Шилова // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 426.

Православный собор во имя одного из покровителей Дома Романовых, благоверного князя Александра Невского, был заложен в центре Варшавы по проекту архитектора Леонтия Бенуа в 1894 году и торжественно освещен в 1912-м. В оформлении собора, отличавшегося богатством и разнообразием отделки, принимали участие выдающиеся русские художники, включая Виктора Васнецова и Андрея Рябушкина. Собор снесли в 1924-1926 годах как символ русского владычества в Польше, а уцелевшие фрагменты отделки попали в православные церкви Польши и Белоруссии. Полотно «Отечествие» с изображением Святой Троицы, исполненное Виктором Васнецовым как оригинал для мозаики, позднее уничтоженной, дает представление о монументальном церковном стиле эпохи двух последних Романовых, в котором традиционные академические формы сочетались с элементами модерна. Павел Климов. Каталог выставки в Малаге "Династия Романовых". 2017. С. 382.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: