Осень. Веранда
1911
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияПейзаж
- Поделиться
Как Ивана Бунина и Антона Чехова, в годы, когда рушилась насчитывавшая века усадебная культура, [Жуковского] волновали мотивы старинных дворянских усадеб. В его интерпретации усадебные пейзажи выглядят то оптимистично, то пронизанными светлой меланхолией, предчувствием утрат, отражая сложные переживания людей начала ХХ века, кануна революций и череды воин. . <...> В конце 1900-х — начале 1920-х годов мастер сыграл важную роль в возрождении жанра усадебных интерьеров в отечественной живописи. Интерьеры художника имеют большую эстетическую и историческую ценность, поскольку изображают «объекты», которые в ХХ веке в большинстве своем были утрачены. Владимир Круглов. Станислав Жуковский — поэт русского пейзажа // Станислав Жуковский. СПб, 2023. С. 5.
В 1910-х Жуковский, наряду с Константином Коровиным, Сергеем Виноградовым, Константином Юоном, Абрамом Архиповым, был ведущим мастером «Союза», хотя по-прежнему выставлялся и в ТПХВ. Колорит его полотен становится ярче и звучней, чем ранее, приближается к коровинскому. <...>
Постоянно влекла художника и усадебная тема, но в эпоху неоклассицизма, наряду со скромными деревенскими имениями, он писал и величественные, «замкнутые в себе» дворцовые майораты — «Парк осенью. Старинная усадьба Меншиковых» (Ж-8761) и элегантные усадьбы-дачи, обустроенные в современном вкусе — «Осень. Веранда» (Ж-6369). Владимир Круглов. Станислав Жуковский — поэт русского пейзажа // Станислав Жуковский. СПб, 2023. С. 11-12.