Коллекция онлайн

13 (25) мая 1875, мыза Ендриховцы Гродненской губ. — август 1944, Прушково, близ Варшавы, Польша

Осень. Веранда

1911

  • Холст, масло. 94 х 126,7
  • Ж-6369

  • Пост. в 1917, дар Я. И. Савича, Петроград


Как Ивана Бунина и Антона Чехова, в годы, когда рушилась насчитывавшая века усадебная культура, [Жуковского] волновали мотивы старинных дворянских усадеб. В его интерпретации усадебные пейзажи выглядят то оптимистично, то пронизанными светлой меланхолией, предчувствием утрат, отражая сложные переживания людей начала ХХ века, кануна революций и череды воин. . <...> В конце 1900-х — начале 1920-х годов мастер сыграл важную роль в возрождении жанра усадебных интерьеров в отечественной живописи. Интерьеры художника имеют большую эстетическую и историческую ценность, поскольку изображают «объекты», которые в ХХ веке в большинстве своем были утрачены. Владимир Круглов. Станислав Жуковский — поэт русского пейзажа // Станислав Жуковский. СПб, 2023. С. 5.

В 1910-х Жуковский, наряду с Константином Коровиным, Сергеем Виноградовым, Константином Юоном, Абрамом Архиповым, был ведущим мастером «Союза», хотя по-прежнему выставлялся и в ТПХВ. Колорит его полотен становится ярче и звучней, чем ранее, приближается к коровинскому. <...>

Постоянно влекла художника и усадебная тема, но в эпоху неоклассицизма, наряду со скромными деревенскими имениями, он писал и величественные, «замкнутые в себе» дворцовые майораты — «Парк осенью. Старинная усадьба Меншиковых» (Ж-8761) и элегантные усадьбы-дачи, обустроенные в современном вкусе — «Осень. Веранда» (Ж-6369). Владимир Круглов. Станислав Жуковский — поэт русского пейзажа // Станислав Жуковский. СПб, 2023. С. 11-12.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: