Коллекция онлайн

1870, село Истобенское Вятской губернии – 1939, Ленинград

Осень на реке Тосно

1920

  • Холст, масло. 77 х 99
  • Ж-6732

  • Пост. в 1957 от С. Г. Троупянской, Ленинград


Декоративизм, как результат изменившейся палитры живописцев XX века, стал важной характеристикой изображений самых выразительных и эмоциональных состояний отечественной природы. Чистый открытый цвет с особой психологической остротой передает буйство красок осени в произведениях «Осенние листья» (1909) Михаила Яковлева, «Осень на реке Тосно» (Ж-6732) Аркадия Рылова, «Осенний пейзаж» (ЖС-737) Александра Русакова, «Осенние деревья» (ЖС-1551) Гавриила Малыша и других. Сергей Кривонденченков. Преображенная природа // Преображенная природа. СПб, 2020. С. 12.

Учеба Рылова в Академии художеств у Архипа Ивановича Куинджи способствовала развитию дарования, но Рылов не стал подражателем знаменитого пейзажиста. В сложной обстановке разнообразных художественных течений в искусстве первой четверти XX века он нашел свое место – мастера реалистического пейзажа с приподнято-романтическим звучанием. «В пейзажах Рылова весь мир пронизан чувством, одушевлен; кажется можно услышать его мысли, понять его язык» – писал один из известных критиков.
Картина отличается сложной композицией, выраженной множеством элементов и деталей, и активными цветовыми моментами. Несмотря на такое богатое разнообразие деревьев художнику удалось уравновесить всю свою пейзажную работу. Течение речки уплывает куда-то вдаль, утягивая за собой мысли созерцателя и уводя его в спокойствие голубых просторов. Его пейзаж олицетворяет спокойствие и беззаботность природы осеннего вечера. Каталог выставки в Малаге «Времена года. Произведения из собрания Русского музея». 2015. С. 126.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: