Портрет бригадира А. И. Перепелкина
Из серии «Люди колхоза «Гвардеец» Чувашской АССР». 1959
- Период Вторая половина XX – XXI вв.
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Оба портрета ленинградских художников явились результатом творческих поездок в Чувашию, которые начались в 1959 году. В результате возник цикл произведений, посвященный труженикам колхоза «Гвардеец». Особенностью этих работ являются особая доверительность, естественность, лишенная какого-либо «нажима», героизации, приукрашивания. Это была принципиальная позиция художников той поры в различных видах искусства. Достоверный сюжет, энергичное письмо, определенная суровость цветового решения, стремление к живописному лаконизму у каждого художника проявлялись по-своему. В данном случае эти качества особенно заметны у Кабачека с его крепкой живописной кладкой, резким ракурсом, выразительным использованием фрагментарности, которая сродни кинокадру. Герои Веселовой и Кабачека – люди дела, жизненной реальности. Это люди с выраженным характером, чем-то предвосхищающие образ, созданный М. А. Ульяновым в фильме «Председатель». Сюжет Веселовой вводит в мир каждодневных забот известного человека, депутата Верховного Совета СССР, в его общении с людьми, наделенными, как и сам Долгов, меткими психологическими характеристиками. Острее дан образ бригадира Перепелкина у Л. В. Кабачека. Выбран тот момент краткой остановки, за которым наступит движение. Это состояние акцентировано обликом бригадира, его позой, соотношением крупно взятой первоплановой фигуры с фрагментом тяжелой коричневатой земли и виднеющимися постройками. К такой композиции, выявляющей характер, всегда стремился автор, говоря об «отобранности движений простых и правдивых».
Перепелкин Анатолий Илларионович (род. 1928) – бригадир полеводческой бригады. // Анатолий Дмитренко. Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 292.