Коллекция онлайн

1860, село Кибарты, Литва – 1900, Москва

Берег моря. Крым

1886


<В середине 1880-х годов> Левитан совершает целый ряд дальних поездок, очень важных в творческой биографии мастера. На некоторых настаивали врачи. Так, весной 1886 года после очередной тяжелой болезни он вынужден был отправиться в Крым. Первые впечатления пейзажиста от южной природы были сродни шоку. «Вчера вечером я взобрался на скалу и с вершины взглянул на море, — писал художник Чехову из Ялты, — и знаете ли что, — я заплакал, и заплакал навзрыд; вот где вечная красота и вот где человек чувствует свое полное ничтожество!»* Восприятие Левитаном древней Тавриды разбудило в нем те чувства, которые были характерны для художников эпохи романтизма (К.-Д. Фридрих). Масштабность ландшафтов, величественные формы, световые и цветовые эффекты — все это способствовало формированию эпического восприятия пейзажа. Вероятно, с крымских видов начинается путь живописца к философским обобщениям в картинах 1890-х годов.

Художник без устали работал над крымскими этюдами, планируя представить их на персональной выставке. Его надежды почти оправдались: на VI Периодической выставке Московского общества любителей художеств привезенные этюды пользовались огромным успехом и были раскуплены за несколько дней. О Левитане заговорили как об одном из самых перспективных русских пейзажистов. Позднее в своих воспоминаниях М. В. Нестеров скажет о том, что Исаак Ильич «первый открыл красоты южного берега Крыма»**. Сергей Кривонденченков. «Пейзаж, завещанный И. И. Левитаном » // Исаак Левитан. К 150-летию со дня рождения. СПб, 2009. С. 9.

* И. И. Левитан – А. П. Чехову. Ялта. 24 марта 1886 // Левитан. Письма, документы, воспоминания. С. 27.

** Нестеров М. В. И. И. Левитан // Левитан. Письма, документы, воспоминания. С. 124.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: