Грачи прилетели
Повторение-вариант картины «Грачи прилетели» (1871, ГТГ). 1880–1890-е
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияПейзаж
- Поделиться
В 1871 году Саврасов участвует в 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок картинами «Грачи прилетели» (ГТГ) и «Дорога в лесу» (Ж-2842). В том же году исполняет по заказу царского двора повторение картины «Грачи прилетели» (много раз повторявшийся и варьировавшийся автором впоследствии). И. И. Шувалова // Алексей Кондратьевич Саврасов. СПб, 2006. С. 22.
Тема весны пронизывает все творчество Саврасова, найдя самое яркое воплощение в знаменитой картине «Грачи прилетели» (1871, ГТГ), ставшей одним из высших достижений не только автора, но и всей русской пейзажной живописи. В ней во всей непосредственности предстает исполненная чуть грустного очарования дышащая, трепетная, пробуждающаяся от зимнего сна природа, волнующая своей неизъяснимой красотой и лиричностью. Жизнь ее связана с жизнью, чувствами и переживаниями человека. Нежная и прозрачная озаренность весенних дней выражена мастером простым и ясным художественным языком, живописью сильной и тонкой. Благодаря легким тоновым модуляциям картина кажется насыщенной свежим воздухом и светом. Влюбленный в природу художник в тиши костромской деревни создал свой бессмертный шедевр, вложив всю душу и все приобретенное высочайшее мастерство в произведение, где с гениальной простой и поразительной образной силой выражена сущность нового понимания пейзажа. В обычном, повседневном мотиве художник открыл высокую красоту и передал ее с подлинной лирической взволнованностью, вызывая у зрителя сложные эмоциональные ассоциации. «…Пейзаж не имеет цели, если он только красив, — говорил Саврасов. — В нем должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам». И. Н. Шувалова. Вступительная статья к альбому // Алексей Кондратьевич Саврасов. СПб, 2006. С. 5, 8.