Коллекция онлайн

1900, Рыбинск – 1951, Ленинград

Белый натюрморт

Начало 1920-х

  • Холст, масло. 70 x 83,5
  • Ж-9203

  • Пост.: 1968 приобр. у М. А. Федоричевой (Ленинград)


В этот же период <1920-е> Пакулин дебютировал на состоявшейся в Музее художественной культуры в Петрограде выставке «Обзор новейших течений» (1922). Организованная по инициативе Татлина, эта выставка являла собой попытку «консолидации левых сил» в Петрограде. <…> Молодой художник экспонировал на выставке 10 живописных произведений и 3 рисунка (Графика, тушь. Из них два — с датой «1921»). В живописном разделе — два портрета («Портрет М. А. Ф. (Марии Александровны Федоричевой)»; «Портрет поэта Нельдихена» — оба 1922 года), все остальные относились к разряду пластических экспериментов. Часть сохранившихся произведений демонстрирует интерес к поискам неожиданных формальных решений. В своих опытах в станковой живописи Пакулин отдал дань времени, насыщая поверхность холстов опилками и штукатуркой, присвоил своим картинам подкупающие искренним стремлением прослыть новатором названия, как то: «Формальное разрешение фактуры», «Фактурные разрешения», «Объемы и плоскости» и «Просто живопись». <…>

Из работ, относящихся к упомянутой выставке, сохранилось немного. Среди произведений этого времени — имеющие непосредственное отношение к выставке «Объемы и плоскости» (1922, сохранился также предварительный рисунок композиции) и одна работа из двух — «Формальное разрешение фактуры (ранее фигурировала в ряде источников как «Натюрморт с подносом», начало 1920-х годов). К раннему периоду относятся также «Белый натюрморт» и «Синий пейзаж» (оба — начало 1920-х годов). Талант и жажда эксперимента объединяет эти работы. «Объемы и плоскости» и «Белый натюрморт» являют собой сплав кубизма и того, что усвоил Пакулин от Карева, рядом — вполне сезаннистский, если употребить термин критики того времени, «Синий пейзаж», и наконец — «Формальное разрешение фактуры», напоминающее о контррельефах и «культуре материалов» Татлина, правда, скорее в интерпретации Лебедева или, скажем, Cофьи Дымшиц-Толстой. Ольга Мусакова. Вячеслав Пакулин. В поисках стиля эпохи // Вячеслав Пакулин. В поисках стиля эпохи. СПб. 2021. С.7-8.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: