Коллекция Государственного Русского музея

1830, Москва – 1897, Москва

Весенний вечер. Ольха цветет

1880-е


Для весенних картин художника характерны теплота и задушевность пейзажного образа, мягкость и тонкость живописного решения. Неяркий и тонкий колорит, построенный на мягких сочетаниях серых, коричневых, белых и голубых тонов, передает перламутровую нежность весенних красок. Никто до Саврасова не мог так глубоко и поэтично раскрыть красоту и лиричность русского пейзажа. "Нет у России своего выразителя, — говорил сам Саврасов. — Стыдимся мы еще родины... Моя бабушка перед смертью сказала: "Учись так писать, чтобы плакала вся душа от небесной и земной красоты... Озера, заросшие осинником, мокрые поля и косые избы, перелески да низенькое небо – слепые мы, чтобы не радоваться этому свету...". В весенних пейзажах тонкого лирика чувствуется медленное пробуждение, характерное для северной природы, когда воздух становится постепенно более теплым, во всем словно чувствуется аромат весны. Он изображает красоту российской природы, бедные сельские избы, и все это напоено тонким вибрирующим весенним светом. Один из его учеников И. Левитан так писал о творчестве своего учителя: «Саврасов старался отыскать в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу».


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: