Сибирячка
1909
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Величайший исторический живописец, создатель грандиозных картин-эпопей, Суриков работал и в области портретного жанра, который привлекал его особенно в поздний период творчества. Художник живо раскрывает индивидуальное своеобразие моделей, и в то же время каждый созданный им образ несет отражение его идеала. Сурикова обычно интересовали такие женские образы, в которых, как он сам говорит, была «красота особенная: древняя, русская». В портрете «Сибирячки» предстает образ привлекательной статной женщины, любующейся своим отражением в зеркале. Написанный в гармоничной гамме мерцающего коричневого и глубокого синего цвета портрет, как отмечает один из исследователей, близок по сюжетному решению работам Зинаиды Серебряковой «Портрет О. К. Лансере» и «За туалетом», но восходит к образу тициановской «Венеры перед зеркалом» и к эрмитажному «Женскому портрету» Франческо Мельци. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 198.
В творчестве Сурикова это новый по своей концепции портретный образ, словно предвосхищающий галерею «русских красавиц», созданную в 1910-х годах Борисом Кустодиевым. Прихотливо сочетающая черты интимности и репрезентативности, картина кажется неожиданной в соседстве с прославленными типизированными портретами художника – «Сибирская красавица» (1891) и «Горожанка» (1902), с их моделями в близких историческим одеждах, платках и шалях. В картине сказалась характерная для великого мастера простота и непосредственность видения – он поэтизирует свою модель, не стремясь представить ее утонченнее и миловидней. Правдивость образа заставляет любоваться дородной, полной молодости и здоровья сибирячкой. Она спокойно рассматривает себя в зеркале, расчесывает прекрасные длинные шелковистые волосы, навевая зрителю ассоциации с рыжеволосыми венецианками Тициана и «Венерами» Веласкеса, чьи работы так любил художник. (В. Кн., Владимир Круглов). Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 80.