Летящий демон
1899
- Холст, масло. 138,5 x 430,5
- Ж-1846
Пост. в 1930 из ГТГ, Москва; ранее — ГМФ, Москва; собрание М. П. Рябушинского (с 1908), Москва; собрание А. А. Врубель, сестры художника, Санкт-Петербург-
Сведения о реставрации:
Минин А.В. (1992)
Как и все, что делал мастер, «Летящий демон» — глубоко искренняя и исповедальная картина. Она поражает мощью трагедийного замысла и трагической неразрешимостью противоречий: молодой, сильный герой-«ницшеанец» не в силах творить зло и не в силах разомкнуть созданное им самим кольцо одиночества, выйти из «внутренней темницы». Гордый, тоскующий, презирающий себя и все, реет он в безжизненной выси. Автобиографичность здесь «накладывается» на носившиеся в воздухе настроения «конца века», делая картину актуальной, выражающей мироощущение многих русских людей тех лет. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 242.
… «Летящему Демону» не свойственны ни ноты отчаяния, ни ницшеанское презрение к миру, а при огромной духовной мощи — элегическая печаль. / Владимир Круглов. Гениальный мастер Михаил Врубель // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 12.
На исходе ХIХ века мастер вновь обратился к теме Демона, волновавшей его в момент расцвета сил и интенсивного творчества. … Над картиной «Летящий Демон» Врубель трудился уже в декабре 1898 года, но работа не заладилась. Полотно осталось незавершенным. «Летящий Демон» — глубоко искренняя и исповедальная работа. Она поражает мощью замысла и трагической неразрешимостью противоречий: молодой, могучий герой не в силах разомкнуть созданное им самим кольцо одиночества, выйти из «внутренней темницы». Гордый, тоскующий, реет он в безжизненной выси. Экспрессия образа усилена деформацией форм, сочетанием условности и «предметности» в трактовке, готически-ломким рисунком драпировок, выразительностью благородного колорита. Автобиографичность здесь смыкается с «носившимися в воздухе» настроениями «конца века», делая картину актуальной, отражающей мироощущение многих русских людей тех лет. / Владимир Круглов. Гениальный мастер Михаил Врубель // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 13.
Начата осенью 1898. На V выставке Нового общества художников в Петербурге экспонировалась под названием «Демон». Владимир Круглов // Михаил Врубель из собрания Русского музея. СПб, 2006. С. 281.
Состояние сохранности до реставрации:
Картина, написанная художником в 1899 году, не была закончена. Этим объясняется наличие большого количества непрописанных участков и отсутствие покрывного слоя лака. Авторский красочный слой за прошедшее время пересох из-за того, что грунт на картине вытянул из него масляное связующее. В результате живопись структурно ослабла, потеряла плотность и монолитность. Ко времени поступления в реставрацию тыльная и лицевая стороны произведения имели слои въевшихся в фактуру сильных загрязнений. Натяжение основы ослабло, отпечатались планки подрамника, возникли деформации в углах и по краям. Живопись была поражена жестким разнохарактерным приподнятым кракелюром, создающим угрозу осыпей. Многочисленные осыпи, от мелких до участков выпорашиваний, локализовались по всей поверхности красочного слоя.
Комплекс проведенных мероприятий:
Предварительно проведенный комплекс лабораторных исследований позволил оптимально определиться с подбором реставрационных методик по укреплению и укладке кракелюра на произведении, где художник использовал клее-меловой грунт с применением мягкой и тягучей смолы «Элеми». Также определенных изменений и иного подхода потребовало удаление загрязнений с поверхности красочного слоя. В результате все основные задачи были выполнены, красочный слой и грунт укреплены, очищены от въевшихся загрязнений, основа дублирована на новый холст, и картина натянута на подрамник. Для защиты живописи от внешних воздействий, ультрафиолетовых лучей и снижения влияния температурно-влажностных изменений на поверхность нанесен слой матового даммарного лака.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 134-135.