Цветы и фарфор
1912
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияНатюрморт
- Поделиться
Художник формировался как творческая личность в то время, когда закладывались основы новых эстетических принципов. Он испытал воздействие эстетики «Мира искусства» и быстро пришел к неопримитивизму, острому гротеску, став одной из крупнейших фигур русского предавангарда. В напряженной ситуации переходного времени в среде художественной интеллигенции складывалось особое театральное ощущение мира. Художник разработал особый тип «картины о спектакле», живописного действа, обнажающего иллюзорность искусства как пестрой и хрупкой оболочки зловещего хаоса. "Может статься, — писал А.Эфрос, — что будущие поколения перечеркнут начисто искусство этих лет. Но если только они пожелают приблизиться и понять, что прельщало нас когда-то в нем, тогда, думается мне, путь через Сапунова будет самым коротким, и Сапунов окажется тем самым ключарем, который откроет им дверь в заглохшие сады эстетизма". В праздничной декоративности сапуновского искусства, с ярко выраженным авторским отношением к миру в символической форме воплощен пульс времени. Уже в ранних, импрессионистических вещах Сапунова проявился его талант колориста, представителя „жаждущего красоты поколения“, испытывающего коровинское влияние. И интерес к жанру натюрморта у него возник также под влиянием Коровина.
В последние два года жизни Сапунов создает серию прекрасных таинственных "синих натюрмортов", которые обладают особой притягательной силой и глубиной эмоционального воздействия. В них создан образ возвышенного идеального бытия, в котором находила успокоение раздвоенная, мятущаяся, больная душа художника. Он достиг такого совершенства и эмоциональной насыщенности в передаче синего цвета, в котором воплотились чувство „сокровенной тайны“, ощущение прикосновения к „стихии чуждой, запредельной“. В натюрморте запечатлен застывший мир вещей, живущих по своим законам, все в нем словно соперничает с природой и естественной гармонией. Расположенный на столе, натюрморт, как будто не имеет точки опоры. Красота, воспарившая над суетой и действительностью, может в любой момент исчезнуть – в этом отразился один из постулатов философии символизма. Известный художественный критик А. Эфрос отмечал, что живопись Сапунова в этих произведениях "стала свидетельствовать о таком надломе жизнеощущения, что нельзя отделаться от впечатления, будто художник, торопливой кистью нанося на картину образы, стонал под тяжестью своих переживаний".