Портрет императрицы Марии Александровны, жены Александра II
1866
- Период Вторая половина XIX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Мария Александровна (Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария; 27 июля / 8 августа, Дармштадт − 22 мая / 8 июня 1889, Санкт-Петербург) − признанная дочь великого герцога гессенского Людовика II. Жена императора Александра II (с 1841). Возглавляла Ведомство Мариинских гимназий и воспитательных учреждений, посвятив свою жизнь благотворительности и заботам о женском образовании. По ее инициативе в России были открыты всесословные женские гимназии и учрежден Красный Крест, основаны военные госпитали, бесчисленное количество приютов, богаделен и пансионов.
400-летие Дома Романовых. СПб, 2013. С. 111.
Императрица Мария Александровна (Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария; 27 июля/8 августа 1824, Дармштадт – 22 мая/8 июня 1880, Санкт-Петербург) – дочь великого герцога гессенского Людовика II, жена императора Александра II (с 1841), мать императора Александра III. Возглавляла Ведомство Мариинских гимназий и воспитательных учреждений, посвятила свою жизнь благотворительности и заботам о женском образовании. По ее инициативе в России были открыты всесословные женские гимназии и учрежден Красный Крест, основаны военные госпитали, бесчисленное количество приютов, богаделен и пансионов. В честь супруги императором Александром II были названы города: Мариинский Посад (ранее село Сундырь, Чувашия), Мариинск (ранее Кийское, Кемеровская область), Мариехамн (Финляндия). Последние годы больной туберкулезом императрицы были омрачены тем, что супруг создал вторую семью с княжной Екатериной Долгорукой, жившей с детьми от Александра II в Зимнем дворце. Через месяц после кончины Марии Александровны император обвенчался с Долгоруковой.
В конце академического курса И. К. Макаров избирает для себя специальность портретную живопись, которая быстро доставила ему известность среди петербургской публики. Он пишет много портретов, среди которых особенно выделяются своей грациозностью детские и женские. Женские портреты большого размера, заказные, в основном изображающих великосветских дам. Художник старался передать не только внешнее сходство, но и характер своей модели. Большинство из них обладают чувством собственного достоинства, умеют исполнять долг жены, матери, протестуют против зла и несправедливости. В сердце их звучат грустные элегии, чистая, нежная лирика. Таков и представленный портрет императрицы.