Разлив Волги под Ярославлем
1871
- Период Вторая половина XIX века
- КатегорияПейзаж
- Поделиться
Среди замечательных явлений русского искусства важное место принадлежит пейзажному жанру. Пейзажисты открыли в своих картинах содержательный мир обычной сельской природы. Они показали ее особенную красоту и ее глубокую взаимосвязь с человеком, постоянно живущим среди нее. Поэтически изображая поля и леса, они наполнили их образы социальным смыслом, оставаясь и в области пейзажа художниками-демократами. Саврасов был одним из первых создателей реалистического пейзажа. Раньше и полнее своих современников выразил он главнейшие его черты в картине «Грачи прилетели». В избираемых им простых мотивах, в тонкой и одновременно сильной живописи мастер с глубоким поэтическим чувством, как никто другой, раскрыл душу русской природы, ее мягкое очарование.
«С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле... Саврасов создал русский пейзаж», писал в некрологе на смерть любимого учителя И. И. Левитан. Весна 1871 года была особенно счастливым и плодотворным временем для художника. Получив отпуск в Училище, где он руководил пейзажным классом, Саврасов несколько месяцев жил на берегах Волги, где и написал «Разлив Волги под Ярославлем». В картине непосредственно выражена драматическая связь жизни человека с жизнью природы. Величественно и прекрасно весеннее волжское половодье. Торжественно плывут льдины по разлившейся на версты реке. Но стихия несет людям и тревоги. И люди отважно борются с ней. На утлой лодочке они пробираются сквозь льдины к затопленному поселку.
Одноименное повторение-вариант картины находится в Музее изобразительных искусств Туркменистана им. Сапармурата Туркменбаши (Ашхабад); этюд 1871 "Ледоход на Волге" – в Чувашской государственной художественной галерее (Чебоксары).