Коллекция онлайн

1889, Петропавловск, Северный Казахстан — 1974, Париж

Портрет фотографа-художника М. А. Шерлинга

1918


Портрет характерен для пунктуально точной, подчас гротескной манеры Анненкова. Образ Шерлинга словно соединил мировосприятие живописца с особенностями видения фотографа, которого называли «мастером художественной светописи». Лицо модели в фас, продублированное «укрупненной тенью в профиль»; цепкий взгляд будто буравящего глаза и одновременно слепящий блик очков – это не расслоение личности, но грани ее восприятия. Парадоксально решено пространство с будто выхваченными архитектурными фрагментами – как «наплыв» воспоминаний о Париже. Парадоксальна пластика холста, в которой жестковатая кубистическая «категоричность» форм соседствует с изяществом линий, таинственным свечением уличного фонаря, беспокойным ритмом цветовых плоскостей. Здесь возникает преображенная действительность, о которой автор говорил: «Художник напрасно пренебрегает микроскопом – сквозь чечевицы стекол смотрит на нас новая природа…».

Шерлинг Мирон (?) Абрамович – петроградский фотограф-художник. В Художественном бюро Н. Добычиной (Мойка, 63) состоялась «Выставка художественной светописи (Lichtbildkunst). М. Шерлинг», на которой были представлены фотографии Н. Н. Евреинова, В. Э. Мейерхольда, Ф. И. Шаляпина, А. Я. Головина, Н. К. Рериха, А. Е. Яковлева и многих других. Существует «Портрет фотографа-художника М. А. Шерлинга» Б. Д. Григорьева (частное собрание). // Анатолий Дмитренко. Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 139.

В творчестве Анненкова стремление к новаторству сочеталось с приверженностью традициям академического рисунка, гротеск – с психологизмом, изощренность пластических решений – с холодной, отточенной маэстрией. Эти черты, в большей мере свойственные графике мастера, проявились и в одном из наиболее известных живописных его произведений – "Портрете Шерлинга". Известный фотограф, "мастер художественной цветописи" несомненно импонировал Анненкову своей артистичностью и чисто петербургским "европеизмом", ощутимыми в портрете. Футуристические "сдвиги", рассекающие часть лица и фигуры, придают портрету пластическую остроту и некоторую загадочность, подчеркнутую возникающим на заднем плане видом ночного Парижа с силуэтом Эйфелевой башни и надписью "Hotel".


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: