Коллекция Государственного Русского музея

1842 (?), Мариуполь Екатеринославской губ. – 1910, Санкт-Петербург

Эльбрус днем. Стадо овец на склонах

1900-е

  • Бумага, масло. 21,3 x 24,8
  • ЖБ-92

  • Пост. в 1930 из Общества им. А. И. Куинджи, Ленинград


В Русском музее – двенадцать горных пейзажей Кавказа, напианных Куинджи. Большинство из них, трактованных обобщенно и лаконично, создано в начале 1900-х годов.

К позднему времени, несомненно, относится сюжет „Эльбрус днем“ с громадной декоративной скалой, острым углом выступающей на переднем плане, и тающей в воздушной дымке вершиной горы. Почти не меняя в большинстве кавказских работ композицию с приближенным к зрителю краем скалы, обрывающейся в долину, и замыкающим пространство Эльбрусом, Куинджи варьирует свето-цветовое решение увлекшего его образа – величественной горы, то озаренной солнечными лучами, то тонущей в тонко разработанной голубоватой воздушной среде. Сочетая натурность световой иллюзии с известной условностью композиционно-декоративного построения, художник стремится к синтезу реалистического и романтического начал. Высокие нагорья увлекают мастера близостью к небу, дают ощущение единства мироздания, отвечают его концепции возвышенно-романтического пейзажного образа.

В отличие от многих живописцев, обращавшихся к горным пейзажам, Куинджи избегает примет человеческой жизни, лишь в одном произведении весьма приблизительно наметив стадо на плоскогорье. Вечное бытие природы он не связывает с преходящей жизнью людей. Сияющие вершины Эльбруса предстают на его пейзажах как не подвластная человеку стихия, как часть Вселенной, волновавшей воображение художника.

Ирина Шувалова. Куинджи в Русском музее // Архип Куинджи. СПб, 2010. С.18-19.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: