Памяти поэта
1984–1985
Начиная с 1960-х годов Моисеенко в своем творчестве неоднократно обращался к пушкинской теме. Он выполнил серию работ, среди которых «Пушкин на прогулке» (1962), «Пушкин в аллее» (1980), «Дуэль» (1977) и другие. Несколько лет художник работал над большой композицией, в которой ему удалось главное – горькое предчувствие неизбежной трагедии. Сюжет картины отражает момент, когда после дуэли Никита Козлов – «дядька», знавший Пушкина с первых дней жизни, крепостной, ставший ему настоящим другом и прошедший с ним практически весь жизненный путь, – переносит смертельно раненного поэта из кареты в дом. Художник создал своего рода «реквием поэту». Здесь очевидна аналогия с горестной темой из Страстного цикла – Снятие с креста. «Искусство ждало появления такой картины, в которой выражено чувство безысходного горя», – так написал об этом произведении близкий друг Моисеенко, скульптор М. К. Аникушин, автор знаменитого памятника Пушкину. А. Г. Низамутдинова // «Он победил и время и пространство...». К 225-летию со дня рождения А. С. Пушкина. СПб, 2024. С. 92.