Коллекция онлайн

1889, Рига — 1953, Москва

Мир

Эскиз проекта статуи для здания планетария в Сталинграде. 1953


Повторение: бронза, металл, гипс, отлив 1955 — ГТГ.

По этому проекту были исполнены и установлены на куполе планетария в Волгограде бронзовая фигура (скульпторы С. В. Круглов и А. М. Сергеев) и голубь (скульптор И. С. Ефимов). В основу проекта положена статуя «Родина» (1940–1941, СО-680).

Если введение деталей и знаков является собственно приемом создания образа, то СИМВОЛЫ — это способ его возвышения, придания образу насыщенной эмоциональной окраски, в некоторых случаях граничащей с патетикой. Поэтому в творчестве Мухиной символами чаще всего оказываются отмечены проекты памятников и монументально-декоративных скульптур на масштабные темы революции, труда и героизма советских людей. При этом значение таких элементов всегда недвусмысленно. Иногда только различие в символах определяет смысловую разницу между композиционно схожими произведениями. Эскизы статуй «Родина» (1940–1941) и «Мир» (1953) представляют стоящую с опорой на левую ногу женскую фигуру в длинном, ниспадающем складками одеянии. И там, и здесь волосы женщины заплетены в косы, а под ее правой рукой находятся связанные колосья. Только в первом случае колосья символизируют богатство родной страны, а во втором — свободный мирный труд. Но главное смысловое отличие этих работ друг от друга заключено в иных, не требующих пояснений символах: в левой руке «Родина» держит модель завода (здание промышленного типа с трубами), а «Мир» — модель земного шара с голубем. Кроме того, у левой ноги женской фигуры в первой композиции находится мужчина с мечом и щитом — защитник Родины. В другом варианте эскиза это красноармеец с винтовкой. Марина Стекольникова. Детали, знаки, символы // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 14.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: