Лодейнопольский центр внешкольной работы "Дар"
Лодейное Поле, Ленинградская область«Мир музея»
Программа «Мир музея» для учащихся третьего класса вводит в пространство музея и, раскрывая его профильную специфику и содержание деятельности, знакомит детей с миром музейных ценностей. Продолжая развивать визуальную грамотность, он формирует навыки музейной культуры и восприятия подлинных произведений искусства.
Музейно-педагогическая программа «Мир музея» разработана на основе программы «Здравствуй музей!» (Раздел «Мир музея», блок «Введение в изобразительное, народное искусство и архитектуру») Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея г.Санкт-Петербурга; авторы Б.А.Столяров, Н.Д.Соколова, Т.А. Барышева, О.Р.Лузе, Л.А.Гольтякова.
Цель: развитие у младших школьников эмоционального личностного отношения к культурному наследию Санкт-Петербурга, приобщение к отечественным и мировым художественным ценностям, формирование основ художественной и визуальной культуры.
Задачи:
обучающие:
- освоить систему знаний о музеях и выставочном пространстве, как форму сохранения культурного богатства;
- формировать знания о специфике различных видов изобразительного, народного искусства и архитектуры;
- освоить систему знаний о сходстве и различии в приемах, инструментах, средствах изобразительного и других видов искусства;
- освоить систему знаний об основных приемах и принципах композиции, дизайна в графике;
- формировать способности анализировать увиденное, делать обобщенные выводы;
развивающие:
- развивать личностную культуру и эстетический опыт путем общения с произведениями искусства;
- развивать визуальное мышление, наблюдательность в сфере событий, действий, сюжета;
- развивать творческое воображение, фантазию, художественный вкус;
- формировать представление о красоте и разнообразии окружающего мира;
- развивать способность понимания искусства в его социальном, личностном и историческом контекстах;
воспитательные:
- воспитывать культуру поведения: формулировать свое мнение и участвовать в дискуссии;
- воспитывать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- воспитывать зрительскую и музейную культуру.
Реализация проекта направлена на развитие познавательных и творческих способностей ребенка средствами и методами музейной педагогики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и реализуется с использованием интеллектуальной и технической базы Центра информационных технологий, ресурсов виртуального филиала Русского музея.
Искусство – неотъемлемая часть жизни человека во все исторические периоды его развития. В своем стремлении постичь мир, соединяя смысловые понятия пространства и времени, тела и духа, интеллекта и эмоций, человек всегда обращался к искусству.
Особую роль в жизни ребенка играет музей, являющийся средой, в которой внешний, отраженный в памятниках искусства мир явлений и событий, и внутренний, личностный мир человека неразрывно и органично сопрягаются. Формируется художественное восприятие окружающего мира, в котором сочетаются ценности культурно – исторического наследия и современный художественный опыт.
Практика сетевого взаимодействия музея, школы и образовательного учреждения дополнительного образования, находит свое отражение в программе, которая является действенным инструментом в развитии визуальной, эмоциональной и общей культуры ребенка, его мышления. Соответственно, методика приобщения детей к изобразительному искусству, должна быть направлена на формирование умения видеть – наблюдать, анализировать, переживать, обобщать, размышлять, сравнивать и фантазировать по поводу увиденного.
Программа «Мир музея» ориентирована на формирование навыков визуальной грамотности. Предназначена для детей 8 – 10 лет, проявляющих интерес к данной деятельности.