Зал 3. 1910-е. Тема материнства. На переломе эпох. Петроградская мадонна

Вслед за «Купанием красного коня» появилась картина «Мать», которая была начата еще в 1911 году в Хвалынске. В ее основе также лежали непосредственные наблюдения и впечатления, а потом она была переработана в образ монументальный и символический – в обобщенный символ материнской любви и человеческого счастья. Тема материнства становится с этих пор важнейшей в творчестве Петрова-Водкина. Посредством нее и иконных образов он находит народно-национальный идеал красоты женщины, смиренно и кротко взирающей с его картин.

 

В послереволюционные годы одновременно с большими тематическими произведениями Петров-Водкин создает портреты. В портрете Анны Ахматовой в предельно сконцентрированном внутреннем состоянии поэтессы представлен зрителю образ, позволивший критикам назвать его «духовным портретом». Несмотря на отзыв самой модели о портрете как «непохожем» («робкий»), он остался в истории искусства как один из самых достоверных.

 

В первые послереволюционные годы Петров-Водкин особенно часто обращался к натюрморту, находя в этом жанре богатые экспериментальные возможности. Он называл натюрморты «скрипичными этюдами», исполняемыми прежде «концерта». Художник берет предметы с высокой точки зрения, устанавливает между ними ясные пространственные отношения, «одрагоценивает» живописью до последнего мазка. Умение видеть мир в капле воды, выразить планетарные ощущения в округлой форме хвалынского яблока, передать единство мироздания в отражениях и пересечениях предметов – особенности натюрмортов Петрова-Водкина. В последние годы жизни в натюрмортных композициях появляется чернильница как символ литературного труда. 

«Натюрморт – это одна из острых бесед живописца с натурой. В нем сюжет и психологизм не загораживают определения предмета в пространстве  <…> Вскрытие междупредметных отношений дает большую радость от проникновения в мир вещей <…> Закон тяготения из абстрактного, только познавательного становится ощутимым, в масштабе близком, простом для всякого восприятия…» (К. С. Петров-Водкин. Пространство Эвклида. Глава семнадцатая: Натюрморт)

 

Поделиться

Ссылка
0:00
0:00
Коллекция