Собрание М. В. Бражникова
Известный исследователь древнерусской музыкальной культуры, коренной петербуржец, Максим Викторович Бражников (1904–1973) происходил из семьи русских интеллигентов 1. Закончил Ленинградскую консерваторию по классам фортепиано (1925) и теории композиции (1927), изучал древнерусскую музыку и палеографию под руководством А. В. Преображенского. Начавшаяся в 1928 году подвижническая деятельность Бражникова была посвящена научному восстановлению музыкальной культуры Древней Руси ХI–ХVIII веков. Впервые зазвучавшие древние распевы разрушили миф о косности этого искусства. Бражников создал школу современной музыкальной палеографии 2. Подобный труд в условиях идеологического террора требовал гражданского мужества. В прошениях о предоставлении возможности работы над темой исследователь писал: «Моя работа— это целый комплекс глубочайших интересов, привязанностей и убеждений, составляющих содержание моей жизни… Я считаю своим долгом не дать оборваться традиции» 3. |
Трепетное отношение к традициям подвигло ученого в тяжелых условиях эвакуации собрать уникальную коллекцию, которая в 1968 году пополнила собрание ГРМ двадцатью пятью глиняными игрушками из Дымковской слободы города Кирова. Уникальные игрушки 1930–1940-х годов были привезены Бражниковым из эвакуации в Киров в 1943 году. Не будучи коллекционером в собственном смысле этого слова, Бражников в силу своих профессиональных интересов обладал чуткостью к народному мелосу, а через него — к самым широким проявлениям самобытного народного гения 4. Вещи небольшого, но ценного собрания выполнены старейшими дымковскими мастерицами Елизаветой Ивановной Пенкиной (1901–1979) и Марией Александровной Ворожцовой (1870–1942), которые оставили заметный след в истории дымковского промысла 5. Внимание коллекционера привлекли черты фольклорной импровизационности, ярко выраженной в их произведениях. При разности манер обеим мастерицам свойственна живость, импульсивность лепки, стремящейся непосредственно отобразить сюжет. Поиски новых пластических приемов в традиционных образах были настолько индивидуальны, что многие композиции так и остались в единственном, не поддержанном репликами-вариантами экземпляре. Уникальны «Балалаечник на рыбе», «Ушкуйники», «Кобылица с жеребенком» Пенкиной (две последние работы вошли в постоянную экспозицию ГРМ), а также серия елочных украшений 1940-х годов, где плоские фигурки, воспроизводящие персонажи объемных игрушек, сохраняют особенности своих прототипов. О широком диапазоне творчества Пенкиной свидетельствует и большая, остро выразительная скульптура «Спорщица» 6. В конце жизни ослабленное зрение вынудило обеих мастериц поручить выполнение росписи молодым ученицам, Е. И. Косс и Л. Н. Никулиной. Многие работы Пенкиной и Ворожцовой созданы в этом соавторстве. И. А. Колобкова. Максим Викторович Бражников // Выдающиеся собиратели народного искусства». СПб, 2011. С. 139.
1. Бражникова О. Они работали для России // Музыкальная академия. 1995. № 2. С. 161.
2. Белоненко А. С. Список научных трудов М. В. Бражникова // Проблемы истории и теории древнерусской музыки. Л., 1979.
3. Рамаданова Н. Не дать оборваться традиции // Советская музыка. 1990. № 3. С. 39, 40.
4. Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева: Исследование. Л., 1984. С. 90.
5. Богуславская И. Я. Дымковская игрушка. Л., 1988. С. 114–135, 139–140.
6. Там же. С. 123.