предметы богослужения
При совершении богослужения используются различные предметы, имеющие как практическое, так и символическое значение*. К числу таковых относятся антиминс, напрестольное Евангелие, потир, дискос, звездица, копие, лжица, напрестольный крест, покровцы и воздух, плащаница, кадило и другие предметы богослужебной утвари.
Евангелие — символ Христа. Лежащее на престоле Евангелие обозначает его присутствие в церкви. Чтение Евангелия входит в состав богослужения. На окладе напрестольного Евангелия изображается «Распятие с предстоящими» — Богоматерью и Иоанном Предтечей, а также четыре евангелиста.
При богослужении используется ряд священных сосудов. Это дискос — блюдо для освящения и раздробления хлеба — Тела Христова. На дискосе могут быть изображены младенец Христос в чаше-яслях («Се агнец») или «Распятие Христа» — сюжеты, раскрывающие идею Искупительной Жертвы Христа.
Потир — чаша для вина, образ той чаши, в которой Премудрость Божия растворила свое вино; но также и чаши, которая была на Тайной вечере: «Пийте от нее вси, се есть Кровь Моя». На проскомидии в потир вливают вино. На литургии оно превращается в кровь Христову. Потир выносится через Царские врата и в него опускают с дискоса частицы хлеба для причастия. Таким образом, потир — «вместилище невместимого», Тела и Крови Христа, образ Богоматери, давшей человеческое естество Богу.
Для проскомидии употребляются две тарели. Тарель с изображением «Голгофы» служит для приготовления агнца, тарель с «Богоматерью Знамение» — для изъятия частицы из просфоры, посвященной Богоматери.
Богослужебные сосуды выполняются из драгоценных металлов. Часто они являются произведениями замечательного ювелирного искусства. Однако на Руси нередко употреблялись и деревянные сосуды, покрытые росписью, особенно на Севере, в отдаленных церквах и монастырях. Изилла Плешанова. Предметы богослужения // "Пречистому образу Твоему поклоняемся..." Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 325.