Масленица
В Российской империи количество праздничных дней, включая воскресные, было немногим менее сотни: русские любили праздники, превращая их в массовые действа, каждое из которых обладало своей эстетикой и драматургией. Художников неизменно привлекала эта сторона народной жизни, особенно крестные ходы, в том числе на Пасху, и масленичные гулянья. В этих ежегодных «спектаклях» будто раскрывалась та самая поляризованность русской души, о которой так любили писать философы: ее карнавальное «дионисийство», готовое в следующий момент смениться «аполлоническим» стремлением к горнему.
Была в году, наряду с рождественской (святочной), еще одна неделя, когда на безудержные веселье и чревоугодие даже Церковь старалась смотреть снисходительно. Эта неделя получила название Масленой или Масленицы - русского карнавала, вдохновлявшего своим неповторимым своеобразием и красочностью не одно поколение художников. Самым знаменитым его воплощением в живописи стала, пожалуй картина Б. М. Кустодиева «Масленица» (1916, ГРМ), которая сразу покоряет своим искрящимся оптимизмом и неподдельным ощущением радости бытия. Павел Климов. Русский праздник: почва и судьба // Праздники по-русски. СПб. 2011. С. 9.