- Главная
- Онлайн ресурсы
- Коллекция
- Справочные материалы
- Реставраторы
- Крестовский И.В.
КРЕСТОВСКИЙ Игорь Всеволодович (1893-1976)
Скульптор, художник, реставратор скульптуры
Родился в Варшаве 5 июня 1893 года в семье поэта, прозаика и литературного критика Всеволода Владимировича Крестовского (1840—1895). В 1916 году поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, которое окончил в 1924 году (два года обучался у Гуго Робертовича Залемана, а на третий год перешёл в мастерскую Всеволода Всеволодовича Лишева).
С 1926 по 1934 годы работал в Русском музее под руководством специалиста по скульптуре Г. М. Преснова. Восстановил большое число музейных скульптур из мрамора, гипса, воска и бронзы - работы Б. К. Растрелли (статуя Нептуна), И.П. Мартоса (Амур и надгробие Гагариной), Ж. Д. Рашетта (Юпитер-громовержец), В. И. Демут-Малиновского (Русский Сцевола), М. И. Козловского (Екатерина II в образе Минервы), а также работы Н. Ф. Жилле, Ф. Ф. Щедрина, Ф.Ф. Каменского, М. М. Антокольского, А. Л. Обера, А. С. Голубкиной, А. Т. Матвеева, Б. Д. Королева и других мастеров.
Показать полный текстВ декабре 1928 года провел сложнейшую реставрацию разбитого на сотни мелких фрагментов одним из душевнобольных посетителей музея, гипсовой скульптуры М.А. Врубеля "Голова Демона", (1894, ГРМ). И. В. Крестовский разработал и применил собственную оригинальную методику расчета местонахождения на полу мелких фрагментов этой скульптуры, создав топографическую картограмму осколков. После чего постепенно собрал их и склеил. Он также разработал специальные методики восстановления восковых рельефов Ф. П. Толстого, которые были позже опубликованы.
Задаче практической помощи профессиональным скульпторам в работах по восстановлению музейной скульптуры было посвящено практическое пособие И. В. Крестовского «Мраморная скульптура. Руководство по технике реставрации мраморной скульптуры», вышедшей в Русском музее в 1934 г. Как и в изданной позднее (в 1949 г.) работе «Монументально-декоративная скульптура», И. В. Крестовский на основании обобщения собственной практики, а также опыта предшественников и коллег изложил основные (для того времени) методы восстановления произведений скульптуры. Предлагаемые им методы и рецепты различных материалов, необходимых для склейки, восполнения и укрепления скульптуры из мрамора, известняка и гипса неоднократно им использовались в творческой деятельности. Поэтому в своих рекомендациях он опирался на реальные возможности скульптора того времени, наличие тех материалов, которые тогда можно было найти. Помимо этого И. В. Крестовский стремился учесть данные тех исследований, разработок и положений, в то время выполненных в ленинградском Институте исторической технологии, с которым он сотрудничал (вследствие чего предисловие к его «Руководству» было написано одним из руководителей Института — Н.П. Тихоновым).
При определенной спорности и противоречивости ряда положений, изложенных в книгах И.В. Крестовского, необходимо отметить значительное число предложенных им прогрессивных для того времени рекомендаций и методов восстановления скульптуры. Необходимо признать, что его книги, содержащие материл о различных методах, приемах и рецептуре восстановления скульптуры, сыграли в дальнейшем (практически до 1970-х годов) большую роль в деле ее сохранения и восстановления в нашей стране.
С 1937 по 1940 и с 1948 по 1976 годы преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Работал также как реставратор, возглавлял работы по защите памятников скульптуры Ленинграда после начала Великой Отечественной войны. После войны участвовал в восстановлении дворцово-паркового ансамбля Петродворца.
Скончался 20 июня 1976 года в Ленинграде.